Иконы Андрея Рублева в музейном центре «Палаты»

NewsFeed

8 сентября православный мир отметил Сретение иконы Владимирской Божией Матери. В память о встрече иконы в Москве в 1395 году. Один из самых ранних списков чудотворной иконы приписывается Андрею Рублеву, который работал во Владимире конце XIV – начале XV века над росписями Успенского собора. Этот список сегодня хранится в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В 1395 году Тамерлануверенно двигался к Москве, и численность его войск в разы превышала русские дружины. По указу московского князя Василия I чудотворную икону Владимирской Божией Матери было решено перенести крестным ходом в Москву. Поход длился 10 дней. 8 сентября икону торжественно передали москвичам в храме Марии Египетской. На этом месте позже был основан Сретенский монастырь, а улица получила название Сретенка («встреча»).

Причины, по которым Тамерлан неожиданно повернул свои войска около Ельца и в Москву не пошел, крылись в сложной политической обстановке. Возможно Тамерлан рассудил, что, разбив Москву, он получит более сильного врага в лице литовского князя. Но, как бы там ни было, все москвичи считали, что произошло чудо иконы Владимирской Божией Матери, которая спасла столицу от нашествия Тамерлана.Во Владимирсвятыню привозили несколько раз, но в конце XV века окончательно оставили в Москве и поместили в Успенском соборе. Во Владимире остался список иконы.

Ольга Гагина, старший научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника:«Этот список повторят и размер, и тип византийской иконы – «умиление», когда младенец Иисус щечкой прижимается к щеке матери и обнимает ее за шею.  Это самый почитаемый и самый любимый тип Богородичных икон на Руси.

Но икона Андрея Рублева отличается от византийской. Он изменил положение рук Богородицы, и она теперь не держит на руке младенца.  А он буквально парит в воздухе, как бы самостоятельно шествуя, начиная свой путь на земле. Для этого Рублев опустил левую ножку Иисуса, и его маленькие ступни оказались на одном уровне.

Руки Богородицы также находятся на одном уровне и обращены ладонями вверх – это и моление ее, и ее дар миру. Она протягивает людям самое дорогое, что у нее есть, – своего сына. И глаза Богоматери не смотрят на молящегося. Взгляд ее как бы обращен в себя – ведь она с самого начала знает судьбу своего сына.

Икона Рублева не поражает ни размерами, ни яркостью, ни многоцветием, но если вы остановите на ней свой взгляд, то те огромные любовь, мудрость и жертвенность станут вам понятны. А это именно то, что хотел сказать нам Андрей Рублев».

Сегодня список иконы «Богоматерь Владимирская» Андрея Рублева можно увидеть в зале «Шедевры древнерусской иконописи» в музейном центре «Палаты». Оригинал византийского происхождения находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Предыдущий пост

В Ковровском районе открылась «Точка роста»

Следующий пост

Дмитрий Голицын – герой Бородина. Экспозиция во Владимирских «Палатах»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: