В объективе - шестидесятые

Шестидесятые: речной флот Коврова

6 4862
«…1 июня 1957года состоялось открытие лодочной станции добровольного спортивного общества «Металлист». Станция насчитывает 30 трехместных лодок и 16 ялов. Лодочная станция работает ежедневно до 23 ч. Кроме вторника. При станции имеется буфет…

… 23 марта 1963 года. Идут окончательные работы по ремонту грузовых и пассажирских судов, барж, которые будут обслуживать пристань «Ковров». Большинство из них уже готово к спуску на воду. Жители нашего района увидят в эту навигацию на Клязьме комфортабельный пассажирский теплоход ВТУ-317 Московского речного пароходства. На борту теплохода могут разместиться 170 пассажиров. К их услугам все удобства – каюты с мягкими и жесткими местами, буфет-ресторан с салоном, радиоузел. Судно будет бороздить голубую дорогу по маршруту Ковров-Горький…»
Из книги О.Моняковой «Живое прошлое»

Так было всего полсотни лет тому назад в нашем городе. Не фантазируя о строительстве гранитных набережных, строились мосты, лодочные станции, да и сами лодки. Расчищалось русло реки Клязьмы земснарядами и корчекранами.






Клязьма жила. На «плотиках» ниже деревянного моста, сожженного в 1971 году при съемках фильма «Красные пчелы», женщины стирали и полоскали белье (стиральные машины были почти из области фантастики).





Огромные, по детским меркам, якоря удерживали эти плавучие сооружения, одно из которых напоминающее дебаркадер предназначалось для стирки белья зимой в проруби.



Еще ниже по течению в конце шестидесятых нашел вечный покой на дне реки колесный пароходик «Штурвальный», в бытность свою бороздивший речные просторы.






Ковровская весенняя «Венеция» — Слободка. В каждом доме там имелась просмоленная деревянная лодка на случай затопления хозяйства. Коров с мелкой живностью поднимали на чердаки, а хозяева на своих деревянных ладьях переправлялись в город на работу.

Моторный речной транспорт ковровчан — это отдельная песня!









Самодельные досочно-фанерные, обшитые кровельным железом и выкрашенные в цвет «хаки» (краска данного колера в нашем городе была всегда в избытке), с двигателями от мотопомп и самодельными винтами отлитыми местными кулибинами в заводских литейках, эти речные «дрендоуты» неторопливо двигались вниз и вверх по реке. Их крейсерская скорость не зависела даже от количества пассажиров на борту. Обходя многочисленные бакены, обозначающие речной фарватер, временами «баркас» управляемый «дядей Васей» садился на мель к радости мужской половины экипажа. Мужики, как истинные матросы перелезали через борт и сталкивали потерпевшее бедствие судно с песчаной косы. А после с одобрения спасенных женщин, из заначки извлекалась фляжка с «гидрашкой» для приготовления целительного и профилактического от простуд средства по рецепту Менделеева (100гр. С2Н5ОН + 100гр. кляземской водицы + прикрытие ладонью стакана для правильного протекания процесса смешивания). Кипяченую или «разбавленную» воду из реки тогда еще можно было употреблять.





В конце шестидесятых появились в свободной продаже мощные и высокооборотистые подвесные моторы «Вихрь» и «Москва». По водной глади Клязьмы и озера Пакино стали проноситься в водных брызгах «Казанки» и «Прогрессы» буксирующие за собой лыжников на самодельных водных лыжах. Ковровские энтузиасты водно-моторного спорта занялись постройкой моторных лодок-скутеров и даже принимали участие на Всесоюзных и международных соревнованиях. Вплоть до середины восьмидесятых дружная компания механиков нового ковровского завода «Точмаш»
летние отпуска проводила в водных круизах Клязьма — Ока — Волга на своих моторных лодках.







Но основу ковровской флотилии составляли весельные лодки. Многочисленные «лодочные станции» в черте города и в пионерских лагерях с заводскими турбазами не пустовали. Деревянные, фанерные и стеклопластиковые лодки сдавались в прокат в залог паспорта.



Несколько лет существовал подростковый лагерь отдыха «Юнга» со своим катерком и шлюпками.А вот парусные суда как-то не прижились, хотя и строились «Драконы» и были задумки по открытию яхт-клуба на «Гидромути». Любителей виндсерфинга можно было встретить на озерах за автомобильным мостом через Клязьму. Хотя еще в 2009м году на нашей реке белел одинокий парус.


Было как-то так, а слово «Набережная» — было только в названии улицы в старом городе.



Текст и фотографии из архива П.Артюшина
Фото В.Истарова

6 комментариев

avatar
Река Клязьма моей молодости 50,60 годы!!!
avatar
Большое спасибо Павлу Артюшину за очень интересный репортаж и комментарии.
Я тоже знал Клязьму именно такой. Жаль, что она перестала быть судоходной.
Может быть надежда на возрождение речного флота в Коврове есть?
avatar
Рад, что понравилась публикация. «Надеждами живём!»)
avatar
Спасибо! Мне много рассказывали о лодочных станциях, и о старом мосте, и о пароходах на нашей реке.Как в сказке.Так хочется всё вернуть! А сейчас и в речке-то купаться нельзя.Мама мне всё время рассказывает о тех временах — так хочется там побывать!
avatar
Может со временем станет возможным купание в нашей реке)- природа выправит сотворенное человеком зло, ведь рыбу уже удят и неплохую.
avatar
Спасибо, Павел!
Все душевно описано.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.