Обо всём

Метель под осеннюю капель

0 725
На улице дожди, а в театре «Поиск» — «Метель». 26 октября на суд зрителей была вынесена премьера спектакля по повести А.С.Пушкина «Метель». Это не первое обращение театра к известному произведению. На наши вопросы ответила режиссёр народного музыкально-драматического театра «Поиск» Татьяна Санникова.



— Татьяна, почему Пушкин, почему «Метель»?

— Александру Сергеевичу в июне этого года исполнилось 220 лет и, конечно же, театр не мог пройти мимо этой даты. А то, что не показали летом – так весь год Пушкину будет 220 лет, приурочили показ к открытию театрального сезона. К постановке «Метели» мы обращаемся уже третий раз, материал настолько гибкий, добротный, игровой, что хочется постоянно к нему возвращаться.

Сменилось поколение актёров, в спектакле новые молодые лица. Воспитывать молодых актёров на классике, тем более на классике самого высокого полёта, я считаю, должен каждый режиссёр. Да и самому режиссёру есть место для фантазии.



— Что нового в «старой» постановке?
— Да почти всё. Начиная с состава исполнителей, использования мультимедиа и заканчивая костюмами. Первый спектакль был выпущен на малой сцене в 2007 году. Сейчас он адаптирован к большой сцене, стал более масштабным. Ведь малая сцена предполагает совсем другие отношения актёра со зрителем. На малой зритель как бы находится «внутри» действия. Вот он – актёр и вот тут же рядом – зритель. Спрятаться негде ни тому, ни другому. В действе участвуют обе стороны.

А на большой сцене всё происходит по-другому: актёрам надо очень сильно постараться, чтобы привлечь внимание зрителя, чтобы дышать с ним, как у Высоцкого, « в одно дыхание». Если актёры понимают, что они делают, поют, читают – то происходит это волшебство – единение со зрителем, обмен положительными энергиями и эмоциями, творится Действо с большой буквы.



— Как Вы считаете, волшебство произошло?

— Думаю, да. Я в этом спектакле участвую сама, как исполнитель романсов и точно могу сказать, что единение со зрителем произошло. Зрители были очень чуткими, отклик шёл постоянный – сначала аплодисменты, дальше всё чаще крики «Браво!» и под конец – овации и цветы. Вроде бы банальный «набор», но это ведь слова, а словами трудно передать ту тёплую, доброжелательную атмосферу в зале, когда зритель всей душой положительно воспринимает то, что ты им показываешь.

Мне было вдвойне и тяжело и приятно – я волновалась и за себя и за своих актёров, и когда пошла «добрая» волна из зала это и успокоило и добавило драйва.



— Расскажите об актёрах в спектакле.

— Очень хочется отметить нашу дебютантку. Это Светлана Нефёдова, исполнившая роль Марьи Гавриловны. Она в театре совсем недавно и это её первая серьёзная роль. Очень долго я искала исполнительницу, несколько актрис начинали репетировать – и всё как-то не складывалось. А Светлана как будто родилась в 19 веке – так всё чувствует правильно, почти ничего не надо ей было объяснять.

Видимо, где-то в подсознании в нас живут воспоминания предков и она очень здорово ими пользуется: врождённая грация, красивый голос и недюжинный актёрский талант.



Два Андрея – Толкачёв и Санников сыграли роли женихов Марьи Гавриловны. Раньше эти две роли играл один актёр и это было одно прочтение повести. Теперь мы решили всё поставить на свои места и всё-таки разделить эти две роли, потому что на большой сцене всё должно быть ярче и объёмней, каждый персонаж со своим характером, выходом, поведением и даже костюмом.

Ребята отлично справились со своими актёрскими задачами, они оба опытные, сильные актёры и характеры получились. Образы яркие и абсолютно разные, чего, собственно, я и добивалась.



Роль «от автора», как и во всех прошлых спектаклях, сыграла Ирина Молочкова – одна из старейших и опытнейших актрис нашего театра. Этот персонаж я тоже пыталась изменить, разделить на двоих, что-то переделать, но Ирина Леонидовна в очередной раз доказала, что «старая гвардия» всегда в строю и исполнить эту роль лучше, чем она, никто не сможет. И на спектакле мы в этом убедились воочию – Ирина постоянно срывала аплодисменты.



И, конечно, хочется сказать большое спасибо Ивану Колтыгину – руководителю и солисту народной вокальной студии «Мелодия» за его прекрасный голос и замечательно исполненные романсы, которые звучат на протяжении всего спектакля. Не смотря на свою огромную концертную деятельность и большую занятость, он всегда находил время на репетиции с нашим театром и очень хорошо понял специфику спектакля. Вписаться в структуру спектакля было достаточно сложно, но Иван сделал это виртуозно – с большим тактом и очень талантливо.



Актриса и музыкант, певица и композитор – и всё это один человек. Анастасия Санеева в этом спектакле выполняла самую ответственную роль – концертмейстера. В спектакле «Метель» нет фонограмм, всегда звучит только «живая» музыка. И мелодекламация, и романсы – всё звучит под профессиональный аккомпанемент Анастасии.

Очень сложно чувствовать актёра, понять его характер и исполнительские «фишки». И не просто понять, а добиться того, чтобы музыка и слово звучали в унисон, не разбегались, как в море корабли. А уж аккомпанировать певцам, да ещё таким разным, как И.Колтыгин и Т.Санникова – какое терпение надо иметь и какую любовь к музыке и театру!



— Спасибо, Татьяна. Что бы вы хотели пожелать всем, кто будет читать эти строки?

— Чтоб чаще брали в руки книги с классикой, я это всегда говорю и буду повторять – самое лучшее воспитание – это воспитание классикой. И приходите в театр – заниматься ли, смотреть ли – всё равно. Но – приходите, потому что только в театре вы можете научиться видеть необычное, театр – это и философия, и психология, а, значит, и сама жизнь.

И даже лентяям здесь есть о чём задуматься: не хочется читать — так ведь можно пойти в театр и посмотреть!