Обо всём

Отчаянно ищут способ отказаться от традиционной домашней работы

0 316
Институт стратегии развития образования РАО предоставил данные о том, сколько времени школьники по всей России тратят на домашнее задание в условиях дистанционного обучения и о том, готовы ли школы сделать всю «домашку» цифровой.



Доктор педагогических наук Ирина Осмоловская на международной научно-практической конференции «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования» завлабораторией дидактики и философии образования рассказала:

Провели массовое анкетирование: в нем более 217 тысяч участников — учителей, учеников и их родителей. Даже и не думали, что откликнется такое огромное количество людей. Некоторые результаты нас поразили. Например, когда мы спросили учителей, задают ли они школьникам задания на выходные дни и на каникулы, то 42% ответили: да, задаем. А вот выполняют задания на выходных и на каникулах 80 процентов учеников! Интересное получилось расхождение. И это при том, что по закону на каникулы задавать «домашку» нельзя. Но многие дети просто не успевают все сделать. Кроме того, у одного школьника несколько учителей преподают разные предметы.



Ещё до пандемии дети и родители жаловались на большой объём заданий на дом. Ситуация усугубилась весной во время перехода на дистант, когда вся школьная работа стала домашней. Ирина Осмоловская:

На вопрос, хотели бы вы учить и учиться дистанционно, 97,6% педагогов и 85% учеников ответили отрицательно, — говорит. — А более 70% родителей заявили, что перегрузка домашними заданиями резко увеличилась.

Российские старшеклассники тратят на выполнение домашнего задания от двух до семи часов в день. При этом СанПиНы утверждают, что у первоклашек домашних заданий вообще быть не должно!

На практике в электронном журнале учитель пишет на месте «домашку» прочерк, а в родительский чат для малышей — полный набор. Здесь и задания в рабочих тетрадях, и прописи, и сч`т, и окружающий мир.



88% родителей первоклашек подтверждают: на дом задают, и прилично. Эксперты уверяют: совсем отменить «домашку» нельзя, школьник должен научиться нести ответственность за какое-то дело, планировать свое время. Но — без перегрузок.

Вопрос: как сделать ее интереснее и полезнее? Сейчас педагогам банально не хватает часов. Так, на биологию в 5-м классе отводится один час в неделю. Параграф учебника по этому предмету состоит примерно из 1,5-2 листов текста, включает около семи ранее неизвестных школьнику терминов, 3-4 рисунка, вопросы по теме. И это только биология. Ирина Ускова:

Необходимо сместить центр тяжести изучения и отработки материала именно на урок. По некоторым предметам можно вообще отказаться от домашних заданий. На ИЗО — дорисовать картину на уроке, на технологии — доделать поделку и не перекладывать ее на родителей, посмотреть фильм про композитора на уроке музыки, отработать порядок действий при чрезвычайной ситуации на ОБЖ вместе с учителем. Домашние задания должны дружить со здравым смыслом, не нарушать здоровье школьников.



Также среди идей — интегрировать темы по разным предметам в одно задание, сократить их объем, больше задавать творческих, практических и нестандартных заданий.

Сами учителя призывают разработать электронное домашнее задание к каждому параграфу в виде тестов или цифровых заданий с возможностью моментальной проверки.

Источник