Три Зари. Там где стирается грань между городом и деревней…

Татьяна Горянина

Заря – место, куда примерно раз в пять лет совершают набеги политики и журналисты. Обычно перед выборами, чтобы поругать «прежнюю власть» и пообещать светлое будущее.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Мы на Зарю ехали не «под выборы». Задача была показать данную территорию с ракурса, который до сих пор ускользал от коллег-предшественников.

Гуляли, осматривали окрестности, общались с жителями микрорайона (по мере их появления на нашем пути), отмечали красивое или забавное, по возможности углублялись в суть.

Углубляться нередко приходилось в грязь и лужи. И это с учётом того, что день был сухой и морозный!

В слякоть по Заре пришлось бы не гулять, а форсировать её…

Топоним «Заря» — это несколько разных локаций.

Во-первых, микрорайон, вошедший в состав Коврова в 1984 году, который включает в себя улицы Железнодорожную, Московскую и Живописную.

Во-вторых, так называемая «подстанция» — пять двухэтажных домов, построенных в 60-е годы прошлого века как ведомственное жильё для персонала, который обслуживал электросеть, расположенную там же.

В-третьих, деревня, с которой, возможно, всё и началось. Несколько домохозяйств в лесу, справа от дороги, если едешь со стороны «большой земли» — Коврова.

Этот крохотный островок цивилизации – единственное место, о котором есть информация в википедии:

Заря — деревня в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Новосельского сельского поселения. Деревня расположена в 9 км на восток от центра поселения посёлка Новый и в 7 км на юг от райцентра города Ковров. После Великой Отечественной войны деревня входила в состав Шашовского сельсовета Ковровского района, с 1950 года — в составе Бельковского сельсовета, с 1958 года — в составе Великовского сельсовета, с 1972 года — в составе Новосельского сельсовета, с 2005 года — в составе Новосельского сельского поселения.

Информация актуальна – группа домов по-прежнему не в черте города.

Три разных «куска жизни», каждый со своей историей, а называются одинаково? Различительной нумерации (допустим, Заря-1, Заря-2 и т.д.) никогда никто не вводил. Местные каким-то непостижимым образом безошибочно определяют, о какой из «зорь» идёт речь в том или ином контексте.

Итак, Заря №1, та, что была присоединена в 1984-м. На момент выхода соответствующего постановления жилой массив пятиэтажек уже стоял — «солдатские дома». Возводили их парни из стройбата, которые в те годы проходили службу в Ковровском районе.

«Солдатским» объектом являлась и дорога, 4 км, которые соединяли тогдашнюю окраину Коврова с новостройкой. Строили нередко с нарушениями строительных норм и… техники безопасности. Немало мальчишек, военных строителей, погибло от несчастных случаев из-за банального головотяпства отцов-командиров.


Привлечение армейцев, возможно, было связано с первоначальной задачей. На данной территории во времена СССР запланировали масштабный городок, где бы жили и работали специалисты по созданию систем вооружения.

Разработки были настолько секретны, что до сих пор документы, связанные с ними, остаются под грифом «ДСП».


Проект развития Зари поражает воображение. От жилого массива собирались построить автодорогу с эстакадой! В конце 80-х начали строить школу, которая открылась в 1990-м. В одной из газет написали:

В городе открылось сразу две новые школы — №№22 и 13. Проекты-близнецы. Обе школы рассчитаны на 1670 мест.

1670!!! Оцените масштаб ожиданий по развитию Зари, ставшей на тот момент частью Коврова.

В 1991-м произошла смена власти и режима в стране, проект «Заря» схлопнулся. Школа так ни разу и не заполнилась на 100%. В 2010-м в неё, по сообщениям тогдашней прессы, пришло 13 первоклассников, всего на тот момент было 97 учеников. Вскоре СШ-13 упразднили как учреждение, присоединив к одной из школ Коврова. Но здание стоит, и ученики в школу приходят…

А дорога с эстакадой… Долгие годы это было предметом шуток заринцев: «мост в никуда». Демонтировали конструкцию только в 2008-м, поэтому сфотографировать не удалось.

Ожидаемая численность населения микрорайона «Заря» в 80-е была близка к 6000 человек.

По факту живёт не более 1500. Вряд ли цифра будет возрастать. С тех пор, как планы по возведению ковровского Райт-Паттерсона потерпели фиаско, микрорайон в перманентной депрессии.

Жильё здесь едва ли не самое дешёвое. А чему удивляться?

Для того, чтобы молодая семья с ребёнком повелась на заринскую дешевизну, требуются очень веские основания. Люди думают, в каких условиях будет расти их ребёнок.

Мальчишки, которых встретила возле той самой циклопической, но слабозаселённой школы, наслаждаются осенним днём и тем, что занятия закончились. Кстати, один из них, Савелий, сказал, что у него 25 ноября ДР, просил поздравить. Поздравляю с прошедшим! Расти большой, не будь лапшой!

Они носятся по пустырям меж домов с весёлыми криками, им хорошо. Они ещё не знают слово «гетто». Перспектив здесь практически нет. Кстати, на вопрос, где на Заре красивые места, ответили: «В лесу!». Природа в окрестностях Зари девственно прекрасна. Одно из таких мест – Заря №2.

Подстанция. Ещё одна советская задумка. Компактный массив таун-хаусов, в котором жили бы семьи энергетиков…

Модернизация подстанции оставила специалистов без работы. Домики у пруда изначально являлись ведомственным жильём. Проблема их приватизации долго оставалась нерешённой. Болезненно, особенно для ветеранов подстанции, которые, отдав энергетике всю жизнь, на склоне лет оказались, по сути, на съёмных квартирах.

В итоге вопросы собственности всё же утрясли. Но хорошей дороги и полноценной коммунальной инфраструктуры нет, что не добавляет домам привлекательности…
Здесь всё дышит безнадёгой…

Ну, как так?.. Ведь всё могло получиться…

Об общении с местными жителями. Реакция на людей с камерой, задающих вопросы, у заринцев стандартная: надо жаловаться. Ведь, как уже сказано, журналисты и начальство здесь раз в пять лет перед выборами, и такие моменты на Заре стараются использовать максимально.

Пакет претензий не меняется годами: плохие дороги, нет аптеки, нерегулярно ходит общественный транспорт, проблемы со стоимостью и качеством отопления. Что на сегодня?

Общественный транспорт больше проблемой не считают. Отчасти, это связано с тем, что машины эконом-класса стали более доступными. Сейчас на Заре проблемы скорее с парковками.

А немоторизованных граждан регулярно доставляет маршрутка №9. Кстати, в советских планах было на Зарю троллейбусную линию провести. Не срослось…

Зато проблемы с отоплением больше не существует. С 1986 по 2016 год централизованное отопление Зари осуществлялось котельной, построенной ещё с прицелом на шеститысячный жилой массив и энергоёмкое производство.

Мощность котельной была неадекватна микрорайону. С учётом того, что в 90-е инвестиции в ЖКХ отсутствовали, теплотрасса быстро пришла в негодность и почти разрушилась.

Прорывы и коммунальные аварии происходили постоянно. В квартирах заринцев неимоверная жара (котельная-то мощная) чередовалась с полным холодом из-за отсутствия тепла.


Самое ужасное было в том, что с концом «советской власти» все резко начали считать деньги. В основном, деньги в карманах жителей.


Вдруг выяснилось, что оплачивать бешеный теплопоток должны заринцы. Они же должны были оплачивать бесконечные работы по восстановлению тепла после аварий. Счета за отопление содержали астрономические цифры. Это стало мощным катализатором процесса оттока населения с Зари и ещё большего обесценивания жилья.

Те, кто по каким-то причинам не смогли «свалить» превратились в заложников. Доведённый до отчаянья электорат стал слишком опасен, чтобы не озаботиться решением проблемы.


В 2005-м страшила сама мысль о том, что старую котельную правильнее законсервировать и построить новую, чем заниматься бесконечным ремонтом. Инвестиции уходили как вода в песок. Но примерно в 2010-м наметилась схема софинансирования. Реализация растянулась на шесть лет.

Запуск котельной стал для заринцев событием историческим. До сих пор новость «котельная на Заре» — единственный позитивный гиперссыл.

Труба старой котельной по-прежнему возвышается, но уже не дымит. Территория огорожена, в принципе, здесь можно было бы организовать недурственное арт-пространство.

Может быть, подготовим отдельный материал об этой громадине, если удастся решить вопрос проникновения на территорию.

Если с отоплением проблему решили, то с дорогами на Заре по-прежнему плохо. Вопрос обострился в последние годы, когда основные магистрали Коврова худо-бедно сделали.


А Заря по-прежнему в списке ОНФ «Убитые дороги». Не лучшая рекомендация нашего города, не правда ли?.. В последний раз дорожное строительство на Заре было в 2008-м, в рамках проекта софинансирования. Дорога от Еловой до автобусной остановки «Заря» до сих пор радует наличием. А ведь 10 лет, как построили!


Внутри без перемен. Позитивом тут можно считать, что несмотря на депрессняк, уровень социального запроса заринцев растёт. Люди уже не говорят, что надо делать дорогу. Они хотят инфраструктурный план – чтобы сделали проезды между домами и тротуары.

Заринцы хотят гулять!!! Это очень классно. Самый красноречивый показатель того, что грань между городом и деревней таки стёрта. Городская среда – это обозначенная комфортная пешеходная зона. И если люди хотят гулять, значит, ощущают себя горожанами. Надо делать!

Да, и с вывозом мусора, желательно, что-то поделать. Такой запрос от заринцев не прозвучал, видимо, они привыкли, не считают стихийные свалки отклонением от нормы…

Жаль, что в своё время так и не был реализован план строительства выезда из Коврова на М-7 к Павловским дворикам через Зарю. Сейчас на месте не случившейся стройки просека, которая медленно, но верно покрывается лиственной порослью. А ведь это стало бы идеальным решением разгрузки дороги через Мелехово. Но мы продолжаем строить в Мелехово светофоры…

На Заре нет аптеки. И людей это возмущает. С одной стороны, сейчас все на машинах, можно в центре анальгин и аспирином купить. Но это же микрорайон?..


Зато в этом году установили установили православный крест. Деревянный, пятиметровый, укреплён и установлен в забетонированной площадке. Вроде бы, должны в ближайшее время освятить. Будем надеяться, что благословение господнее добавит жителям здоровья, пока с аптекой не получается…

…Прежде чем распрощаться с Зарёй (теперь уже понятно, что с «зорями), заехали в ту самую деревню, где по данным последней переписи числилось три жителя. И знаете ли…

По ощущениям, именно этот спрятавшийся в лесу хуторок – самый приятный глазу. Отличная энергетика! И вовсе не трое тут живут. Визуально домов не менее десятка, что подтвердил мужчина, встреченный на пути.

Он сообщил, что коренным жителем не является, просто купил тут дом под дачу. И дачников всё больше, людям местность нравится, а после того, как провели электричество, привлекательность лесной Зари возросла. Что касается коренных, действительно, есть таковые. Живут по старому укладу, держат домашнюю птицу и коз, наслаждаются видами. Пейзане…

Это всё, чем хотелось поделиться по итогам поездки на Зарю. Как выяснилось, она у нас – и город, и деревня одновременно. Пока искала информацию по запросу «Заря», нашёлся микрорайон с таким названием в Подмосковной Балашихе. Там у людей тоже проблемы. У всех свои проблемы…

Кому-то жемчуг мелок, а кому-то супчик жидок…

Фотограф Дмитрий Кулешов

Ещё фото в паблике GK в ВК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Во Владимирской области за 2019 год раздавили на свалках почти 14 тонн продуктов

Следующий пост

Mr. John рекомендует «BEST»! Первый чернокожий преподаватель в Коврове

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: