Малыгинский «байкал» недоступен. Интервью с Игорем Баранковым. ВИДЕО

Татьяна Горянина

На протяжении нескольких лет GK размещал обзоры мест, где можно искупаться и отдохнуть. Неизменно в топе был «малыгинский байкал». Теперь не будет…

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Мы об этом недавно уже сообщили. С надеждой, что может как-нибудь, где-то с краешку, но всё же можно?

Отреагировала пресс-служба «Ковровского завода силикатного кирпича» (КЗСК), предприятия, у которого «байкал» в аренде.

Технический директор КЗСК Игорь Баранков согласился на встречу и комментарий. Поначалу общение шло напряжённо. Игорь Владимирович сказал, что порядком устал объяснять одно и то же: в карьере купаться нельзя. Что никакой общественный резонанс и народные протесты ситуации не изменят.

Ни к чему давать напрасные надежды. Это уже абсолютно точно и давно решено. Это чётко прописано в российском законодательстве – отдыхать и купаться на территории обводнённого карьера нельзя. И лично я как руководитель предприятия и недропользователь несу за это ответственность – уголовную. Если не дай бог произойдёт какое-то несчастье, мне грозит до 4 лет реального лишения свободы, не говоря уже о колоссальных штрафах, которые могут разорить наше предприятие.

Но человеческое общение творит чудеса. Слово за слово, завязалась содержательная беседа. Увы, результат всё тот же – отдых на «байкале» исключён. Дело тут не в чьей-то «вредности». Таковы российские законы. Игорь Владимирович только руками разводил:

Поймите правильно. На период производства работ на территории карьера, я обязан полностью ограничить доступ посторонних…

Оказалось, что у КЗСК помимо защиты территории от отдыхающих немало других забот, связанных с эксплуатацией карьера.

Для большей наглядности Игорь Владимирович предложил всё показать на месте. И мы поехали…

Результатом стало видео с комментариями технического директора.

Если говорить о личных впечатлениях от поездки, то… Там очень красиво. Даже в непогожий ветреный день дух захватывало и от видов с крутых берегов, и от деревьев, и, конечно, от невероятно синей воды.

Кстати говоря, цвет воды в карьере становится таковым именно благодаря добыче песка. Известь не позволяет воде «зацветать», мутная зелень, присущая обычным пресноводным водоёмам, превращается в бирюзово-прозрачные оттенки.


Можно сравнить процесс с фильтрацией, которую обеспечивают кораллы в тёплых морях – тот же известняк. Но тут вода холодная, можно сказать, ледяная.

Как поделился Игорь Баранков, глубокие чистые и холодные воды могли бы стать отличной средой для разведения рыбы. Однако заявка, которую он, было, подал, была отклонена контролирующими органами по той же причине, что и запрет на купание: пока на территории месторождения идут работы, здесь можно только добычей песка заниматься.

Мы работаем согласно утверждённому плану. Обводнённый карьер – никакой не «байкал» и не «озеро» — это место для добычи песка, а не место для отдыха. Здесь высоковольные линии, земснаряд работает. Есть реальная угроза для жизни и здоровья!

К берегам обводнённого карьера не проехать без специального допуска. Все просёлочные дороги перекрыты – перекопаны.

Перед тем, как отправиться, нам показали план-схему карьера.

Линии разных цветов показывают, как именно должна выглядеть береговая линия. Там всё рассчитано и регламентировано. Игорь Баранков пояснял:

Если смотреть от автомобильной дороги, есть полоса отвода. От воды до дороги должно быть не менее 28 метров. Это защитная полоса, где любые виды работ запрещены. Далее — горный отвод, в пределах которого мы в соответствии с договором аренды производим работы по выемке песка.

КЗСК как недропользователь обязан следить за тем, чтобы контуры карьера строго соответствовали схеме. Но природа вносит коррективы – берега проседают и осыпаются.

Чтобы восстанавливать «стройность конструкции», работники КЗСК восстанавливают ландшафт – высыпают тонны песка и, по сути, строят обновлённый берег, который соответствовал бы заявленным метрам от автодороги.

В проектном решении показана береговая линия по состоянию на прошлый год. Со временем произошло: вместо проектного «выполаживания» берегов надземной части карьера до угла в 30 градусов, а подводной части до 11 градусов, в некоторых местах в результате в том числе водной эрозии уровень уклон стал критическим. Это касается как расстояния от дороги до воды, так и угла наклона. Есть участки, где вода подошла почти вплотную к дороге, то есть заняла защитную полосу отвода.

Ну, и вырубка сосен. Момент, который никого не оставил равнодушным, породил сотни негативных комментариев в социальных сетях. Если ограничение «культурного отдыха» — это всё-таки развлечение, то вырубка деревьев вызывает протест и возмущение, мол, не губите природу, мать вашу.

Как выяснилось, вырубка (точнее, ликвидация, поскольку не только стволы рубят, но и корни удаляют) – процесс плановый. Об этом Игорь Баранков также рассказывал, когда осматривали окрестности карьера:

В прошлом году нам пришлось нанять специализированную организацию, которая очистила нам весь северный берег на территории арендованного земельного участка от растительности. После этого мы все пеньки выкорчевали. Они сейчас уложены вдоль берега, ждут своей очереди – когда они высохнут, и их можно будет в соответствии с проектными решениями сжечь в пожаробезопасный период.

КЗСК не имеет права распоряжаться стволами и корнями самостоятельно – ни продать, ни даже вывезти без разрешения нельзя, это государственная собственность. Но государству, похоже, до древесины особого дела нет…

Пока что корням сосен нашли декоративно-защитное применение – уложили их вдоль дороги, чтобы перекрыть доступ моторизованным гражданам, которые стремятся проникнуть на территорию разработки карьера.

Это временная мера, просто чтобы по нашим регулярным сигналам представители «Владавтодора» не выезжали для реагирования. В дальнейшем предполагаем совместно с активистами-экологами вдоль дороги на местах съездов высадить деревья. Надеюсь, не решаться ломать молодые деревья ради того, чтобы проехать.

Но отдыхать-то хочется… Мысль не покидала на протяжении всей поездки. Несмотря на то, что аргументы Игоря Владимировича были убедительны и основательны, человеческую натуру никуда не денешь…

На это Игорь Баранков ответил так:

Отлично понимаю, что окрестности Коврова не богаты на места, где было бы приятно, комфортно и безопасно отдохнуть у воды. Но ведь было бы желание, и можно те места, что есть, в порядок привести…

Далее последовало предложение, которое вполне тянет на бизнес-план. Но это уже совсем другая история, которую надеемся рассказать.

Лето впереди! И — продолжение следует!

Фотограф Дмитрий Кулешов

Ещё фото в паблике GK в ВК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Армянская капуста. Пол тонны. Это нарушение!

Следующий пост

Сказочное Бали. Работа мечты. На сегодня это точно…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: