В зоне доступа

Победа пришла. Так говорил итальянец

1 3299
Они, разумеется, похожи. Стройностью, походкой, жестами. Ещё бы, родные братья… До недавнего времени в новостях фигурировало имя Антона Фолифорова, велогонщика, точнее – велоориентировщика, который не единожды прославил наш город на российских и европейских первенствах. Последним достижением Антона стало «серебро» на этапе Кубка Мира во Франции. И вот, пару недель назад не только город и область, но и страна, и мир услышали имя – Александр. Александр Фолифоров финишировал первым на этапе гонки «Джиро д'Италия».



…Александр даёт интервью местному телевидению. Это уже двадцатое или тридцатое по счёту за этот месяц. Но лёгкая застенчивость (которая, впрочем, ему идёт) по-прежнему чувствуется.



— Раньше я тоже общался с прессой, в основном из специализированных спортивных журналов. Это регламентирует руководство сборной… А после «разделки», да, стал чаще давать интервью…

Гламурные вопросы не пойдут. Они просто ковровские парни, которые сделали максимум, чтобы прославить свою родину. И продолжают делать.



GK: Так что же такое «горная разделка?

— Один из этапов гонки. Вообще, «Джиро д'Италия» — это знаменитый гранд тур. То, что команда «Рус-Вело», в составе которой я выступаю, получила приглашение, само по себе – достижение, — объясняет Александр. — Про гонку, про мой финиш все центральные газеты Италии написали, в тот же день. Вот, на память сфотографировал даже…



Гонку можно назвать марафонской – спортсмены штурмуют велотрассы в горах с крутыми подъёмами и спусками 21 день подряд. И каждый день – новая трасса, на каждой – свои особенности и трудности. Только тех, кто прошёл все этапы, называют «генеральщики», только они вправе рассчитывать на итоговые призы. Но даже победа в одном из этапов – это как минимум презентация международного уровня.

Раздельная трасса, на спортивном жаргоне, «горная разделка» — этап 15-ого дня соревнований. Сам по себе этап не из лёгких – гора, подъём крутой.

— И это уже пятнадцатый день марафона, все устали, а на меня особенно никто не ставил… — продолжает Александр.

GK: «Не ставил» — это в прямом смысле слова?

— Конечно. На таких соревнованиях обычно деньги зарабатывают все. На меня какой-то итальянец 2 евро поставил, а выиграл тысячу. Приехал потом, так благодарил…

GK: Наверное, многие уже спрашивали: в какой момент тебе стало понятно, что побеждаешь?

— Раздельный старт – это значит, участники проходят дистанцию поодиночке, результат становится известен уже потом, в таблице. Но когда увидел свой стартовый номер, уже было видно, что я ближе к топам, там же принцип «обратного отсчёта». Вначале едут те, кто слабее. Задачу перед собой поставил: войти в топ-10. На начальном этапе время показал не самое лучшее, но это была моя тактика, поберечь силы к финишу. Когда на последних шести километрах увидел, что меня догоняет эскорт мотоциклистов с фотокамерами, а в небе надо мной вертолёт, стало понятно, что время будет хорошее, иначе бы так усиленно не снимали. А потом всё было примерно как на подведении итогов «Евровидения», с каждым новым участником таблица менялась. Ну, я просто ждал. Долго. Чтобы слишком сильно не нервничать, интернет отключил, по мобильному связь держал только с братом и родителями…

— Зато у нас дома телефон разрывался! – вступает в беседу Антон. – Звонили со всей России, все, кто знает Сашу, очень болели. А мы с отцом прикидывали: Топ-10? Топ-5? Топ-3? А когда стало понятно, что №1, ну…

Об этом уже не раз писали в местной прессе, но не лишним будет отметить, что Фолифоровы – спортивная семья, велосипедная. Отец Александра и Антона Сергей Фёдорович – известный и уважаемый в спортивных кругах человек, заслуженный тренер России. Именно он в своё время ввёл сыновей в мир велоспорта.



GK: Вы ведь с раннего детства занимались в спортивной секции? Наверное, простого мальчишеского велика и не было, сразу спортивные?

— Ну, как это не было! – бурно реагирует Антон. – Отлично помню свой самый первый велосипед. Он был четырёхколёсным. Потом маленькие колёсики открутили, начал на двух… Интерес к спортивным велосипедам, наверное, возник лет в шесть. Тогда папа меня на сборы в Краснодар взял. Думаю, втягивать в спорт у него задачи не было, просто по случаю ребёнка на море прихватил. Но для меня та поездка, наверное, стала решающей. Как-то всё соединилось: море, солнце, велосипеды, особая спортивная атмосфера…

Если Антон может спокойно рассуждать о старых и новых велосипедах, для Александра эта тема в определённом смысле табуированная. Дело в том, что согласно контракту с командой, он обязан выступать строго на велосипеде итальянской марки «Colnago».



Справка GK Colnago — компания-производитель гоночных велосипедов, основанная Эрнесто Кольнаго в 1954 году недалеко от Милана в местечке Камбьаджо в Италии. Несмотря на традиционную для семьи Кольнаго занятость в сельском хозяйстве, Эрнесто Кольнаго выбрал профессию, связанную с производством и продажей велосипедов, сначала попробовав себя в роли гонщика, после чего стал механиком в команде Molteni, легендарного бельгийского велогонщика Эдди Меркса.

— Это вполне типичная история, — говорит Александр. – Спортсмен после завершения спортивной карьеры начинает бизнес, связанный с его спортом. Сейчас Эрнесто Кольнаго за 80 лет, но он вполне энергичный старик. Меня с ним знакомили, был у него в гостях…

GK: А сам пока не задумываешься, чем будешь заниматься по завершении карьеры? Может, также монетизируешь свою фамилию – благо вся семья в велоспорте. Будет у нас свой гоночный велосипед «Фолифоров»?..



Братьям идея явно нравится, но воспринимают они её со смехом.

— Пока что рано думать о завершении карьеры, она, надеюсь, только начинается, — говорит Александр. – К тому же велогонщики в отличие от других видов, в спорте сравнительно долго – до 40 лет, есть примеры и старше сорока. А потом… Я, на самом деле, чаще о тренерской работе задумываюсь. Хотя, посмотрим.

GK: А в обычной жизни, вне гонок на велосипеде катаешься?

— Честно говоря, вне соревнований больше люблю пешком гулять. Или на машине. Мотоциклы мне меньше нравятся…



На встречу в редакцию братья Фолифоровы приехали на эффектном спортивном «Мерседесе». Машина – результат долгого упорного труда, на износ. Хорошо, что настали времена, когда мировые достижения наших спортсменов хотя бы достойно оплачиваются. Правда, это возможно только на высоком федеральном уровне. К сожалению, ковровские мальчишки, которые сегодня посещают велосекции, помимо результатов в спорте, вынуждены думать ещё и о спонсорах, о тех, кто захочет продвигать, оплачивать поездки на рейтинговые турниры. Всё стоит денег – и велосипеды, и экипировка, те же ботинки велосипедные…



Об этом мы говорили уже в помещении спортклуба СКиД, на велобазе, которая стала стартом как для Антона, так и для Александра.

— Я себя всегда считал и считаю ковровчанином, — говорит Александр. — В профиле ВК у меня – Ковров, только добавляю текущее местоположение. Чаще – Италия…



По словам Саши, велобаза СКиДа – одно из тех мест, которое лично у него входит в понятие Родина. Место, где всё начиналось, ну, и, конечно, дом родителей, где ждёт мама – единственный член семьи, у которого нет спортивного велосипеда.



GK: Ты большую часть времени проводишь в Италии, твой тренер – итальянец. Как общаетесь?

— По-английски, я понемногу итальянский осваиваю. А тренер по-русски раньше знал только фразу «Победа придёт», повторял мне её всегда. Вот теперь выучил: «Победа пришла»… Многие здесь в России ошибочно считают, что база в Италии, то, что живу там постоянно – это такой шик, вроде курорта. На самом деле с юности все разъезды по миру, по Европе – это работа, а вовсе не лежание на пляже. Это может показаться кому-то странным, но для сборной «Рус-Вело» тренировочную базу в Италии содержать экономнее, чем строить её в России и оплачивать спортсменам постоянные перелёты в Европу на соревнования. Ведь у нас, к превеликому сожалению, велоспорт не развит, да и не раскручен. Пьяная драка футболистов станет новостью номер один скорее, чем тот же «Джиро д'Италия». А там это почти религия. Вы спрашивали про велосипед вне гонок. В Европе – да. Там города и страны, особенно Италия, Франция и Голландия «заточены» под велосипед. Там это общепринято, престижно даже. У нас престижны дорогие машины… Вот, в Коврове сделали как бы велодорожки. Но это же, на самом деле, профанация. Велодорожка не может быть на тротуаре. Только представьте встречу женщины с коляской и велосипедиста, который едет со скоростью 30 км/час?! Во всём мире велодорожка — это часть проезжей части, просто выделенная полоса. Даже если велосипедист выезжает на общую полосу, что случается нередко, никому из участников движения и в голову не придёт зажимать его, сигналить, возмущаться. Просто все снизят скорость до скорости велосипедиста и будут ехать так ровно столько, сколько понадобится ему добраться до выделенной полосы.

GK: То, что в России велоспорт не так развит как в Европе – факт, не поспоришь. Но ещё обиднее, когда наши всё-таки добиваются успехов за рубежом, а родина-мать, по сути, молчит. Вот, новость про победу в Италии «Евроньюс» дал, а в программе «Время» как-то обошлись…

— Ну, что вы! На спортивных каналах у нас проходило. По сравнению с другими достижениями, которые действительно «мимо проходят», это ещё очень прилично было, в российских СМИ, — говорит Антон. – Я сам из Франции с соревнований вернулся, мне позвонили с ВГТРК «Владимир», пригласили на интервью. Думаю, вот как здорово, заодно и новость про Сашу сообщу. А меня сходу начали вопросами о нём атаковать. Оказывается, тут уже все всё знали. Так приятно было…



К нашему разговору подключился Сергей Фёдорович, который вернулся с тренировки с юными ковровскими велосипедистами.



— Саша! А почему ты про свой первый велосипед в секции не говоришь? – спрашивает отец. – Вот же он, до сих пор здесь, на почётном месте. Смотри, даже изолента на руле, которую ты прикручивал.



— Это не Саша, а я прикручивал, — поправляет Антон.



Оказалось, что на велобазе целая коллекция именных велосипедов, даже тот, который был куплен на первые призовые деньги Александра, ему тогда ещё и четырнадцати не исполнилось.



Сергей Фёдорович любовно показывал каждый байк, о каждом рассказывал историю. Можно музей Фолифоровых открывать… Слушать это было одновременно интересно и немного грустно. Ведь то, что на базе до сих пор пользуются велосипедами десятилетней давности – Александру 24, Антону 29 – говорит о финансовых ресурсах нашего ковровского спорта…



GK: Александр, ты говоришь, что в профиле ВК твой город, по-прежнему, Ковров. А что тебя связывает с малой родиной кроме велобазы и дома родителей?

— По большому счёту, личных связей всё меньше. Ведь после школы была учёба в институте физкультуры в Москве. Там появились новые друзья, а одноклассники и друзья детства многие за это время разъехались из города… Для меня Ковров – это просто понятие, близкое и родное. Это как мечта. Мечта о том, что у нас в России когда-нибудь должно стать комфортно и приятно жить, на велосипедах кататься. Хочется верить, что мои спортивные результаты помимо бонусов для меня, привлекут внимание к развитию спорта у тех, от кого у нас зависят важные решения. Ведь это же наша родина! Мы русские, хотим в итоге жить дома. А перспектива учить итальянский, даже с учётом их тёплого климата и прекрасных пейзажей, на самом деле – это не мечта, а вынужденная реальность.



Уже на следующий день Саша улетел в Италию. Он пробудет там до конца июля, потом, возможно ещё на пару дней приедет домой. А там – до октября дома не появится. И это ещё очень удачный, по его словам, год. Целых три раза с родителями повидался… Но мы всё равно ждём, смотрим телетрансляции, ну, в крайнем случае, интернет-трансляции. И сохраняем веру в то, что спорт, в том числе и велосипедный, когда-то станет культовым и у нас.

Фото: Алексей Голубев, Александр Соколов

1 комментарий

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.