Победа пришла. Так говорил итальянец

Татьяна Горянина

Они, разумеется, похожи. Стройностью, походкой, жестами. Ещё бы, родные братья… До недавнего времени в новостях фигурировало имя Антона Фолифорова, велогонщика, точнее – велоориентировщика, который не единожды прославил наш город на российских и европейских первенствах. Последним достижением Антона стало «серебро» на этапе Кубка Мира во Франции. И вот, пару недель назад не только город и область, но и страна, и мир услышали имя – Александр. Александр Фолифоров финишировал первым на этапе гонки «Джиро д”Италия».

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

…Александр даёт интервью местному телевидению. Это уже двадцатое или тридцатое по счёту за этот месяц. Но лёгкая застенчивость (которая, впрочем, ему идёт) по-прежнему чувствуется.

— Раньше я тоже общался с прессой, в основном из специализированных спортивных журналов. Это регламентирует руководство сборной… А после «разделки», да, стал чаще давать интервью…

Гламурные вопросы не пойдут. Они просто ковровские парни, которые сделали максимум, чтобы прославить свою родину. И продолжают делать.

GK: Так что же такое «горная разделка?

— Один из этапов гонки. Вообще, «Джиро д”Италия» — это знаменитый гранд тур. То, что команда «Рус-Вело», в составе которой я выступаю, получила приглашение, само по себе – достижение, — объясняет Александр. — Про гонку, про мой финиш все центральные газеты Италии написали, в тот же день. Вот, на память сфотографировал даже…

Гонку можно назвать марафонской – спортсмены штурмуют велотрассы в горах с крутыми подъёмами и спусками 21 день подряд. И каждый день – новая трасса, на каждой – свои особенности и трудности. Только тех, кто прошёл все этапы, называют «генеральщики», только они вправе рассчитывать на итоговые призы. Но даже победа в одном из этапов – это как минимум презентация международного уровня.

Раздельная трасса, на спортивном жаргоне, «горная разделка» — этап 15-ого дня соревнований. Сам по себе этап не из лёгких – гора, подъём крутой.

— И это уже пятнадцатый день марафона, все устали, а на меня особенно никто не ставил… — продолжает Александр.

GK: «Не ставил» — это в прямом смысле слова?

— Конечно. На таких соревнованиях обычно деньги зарабатывают все. На меня какой-то итальянец 2 евро поставил, а выиграл тысячу. Приехал потом, так благодарил…

GK: Наверное, многие уже спрашивали: в какой момент тебе стало понятно, что побеждаешь?

— Раздельный старт – это значит, участники проходят дистанцию поодиночке, результат становится известен уже потом, в таблице. Но когда увидел свой стартовый номер, уже было видно, что я ближе к топам, там же принцип «обратного отсчёта». Вначале едут те, кто слабее. Задачу перед собой поставил: войти в топ-10. На начальном этапе время показал не самое лучшее, но это была моя тактика, поберечь силы к финишу. Когда на последних шести километрах увидел, что меня догоняет эскорт мотоциклистов с фотокамерами, а в небе надо мной вертолёт, стало понятно, что время будет хорошее, иначе бы так усиленно не снимали. А потом всё было примерно как на подведении итогов «Евровидения», с каждым новым участником таблица менялась. Ну, я просто ждал. Долго. Чтобы слишком сильно не нервничать, интернет отключил, по мобильному связь держал только с братом и родителями…

— Зато у нас дома телефон разрывался! – вступает в беседу Антон. – Звонили со всей России, все, кто знает Сашу, очень болели. А мы с отцом прикидывали: Топ-10? Топ-5? Топ-3? А когда стало понятно, что №1, ну…

Об этом уже не раз писали в местной прессе, но не лишним будет отметить, что Фолифоровы – спортивная семья, велосипедная. Отец Александра и Антона Сергей Фёдорович – известный и уважаемый в спортивных кругах человек, заслуженный тренер России. Именно он в своё время ввёл сыновей в мир велоспорта.

GK: Вы ведь с раннего детства занимались в спортивной секции? Наверное, простого мальчишеского велика и не было, сразу спортивные?

— Ну, как это не было! – бурно реагирует Антон. – Отлично помню свой самый первый велосипед. Он был четырёхколёсным. Потом маленькие колёсики открутили, начал на двух… Интерес к спортивным велосипедам, наверное, возник лет в шесть. Тогда папа меня на сборы в Краснодар взял. Думаю, втягивать в спорт у него задачи не было, просто по случаю ребёнка на море прихватил. Но для меня та поездка, наверное, стала решающей. Как-то всё соединилось: море, солнце, велосипеды, особая спортивная атмосфера…

Если Антон может спокойно рассуждать о старых и новых велосипедах, для Александра эта тема в определённом смысле табуированная. Дело в том, что согласно контракту с командой, он обязан выступать строго на велосипеде итальянской марки «Colnago».

Справка GK Colnago — компания-производитель гоночных велосипедов, основанная Эрнесто Кольнаго в 1954 году недалеко от Милана в местечке Камбьаджо в Италии. Несмотря на традиционную для семьи Кольнаго занятость в сельском хозяйстве, Эрнесто Кольнаго выбрал профессию, связанную с производством и продажей велосипедов, сначала попробовав себя в роли гонщика, после чего стал механиком в команде Molteni, легендарного бельгийского велогонщика Эдди Меркса.

— Это вполне типичная история, — говорит Александр. – Спортсмен после завершения спортивной карьеры начинает бизнес, связанный с его спортом. Сейчас Эрнесто Кольнаго за 80 лет, но он вполне энергичный старик. Меня с ним знакомили, был у него в гостях…

GK: А сам пока не задумываешься, чем будешь заниматься по завершении карьеры? Может, также монетизируешь свою фамилию – благо вся семья в велоспорте. Будет у нас свой гоночный велосипед «Фолифоров»?..

Братьям идея явно нравится, но воспринимают они её со смехом.

— Пока что рано думать о завершении карьеры, она, надеюсь, только начинается, — говорит Александр. – К тому же велогонщики в отличие от других видов, в спорте сравнительно долго – до 40 лет, есть примеры и старше сорока. А потом… Я, на самом деле, чаще о тренерской работе задумываюсь. Хотя, посмотрим.

GK: А в обычной жизни, вне гонок на велосипеде катаешься?

— Честно говоря, вне соревнований больше люблю пешком гулять. Или на машине. Мотоциклы мне меньше нравятся…

На встречу в редакцию братья Фолифоровы приехали на эффектном спортивном «Мерседесе». Машина – результат долгого упорного труда, на износ. Хорошо, что настали времена, когда мировые достижения наших спортсменов хотя бы достойно оплачиваются. Правда, это возможно только на высоком федеральном уровне. К сожалению, ковровские мальчишки, которые сегодня посещают велосекции, помимо результатов в спорте, вынуждены думать ещё и о спонсорах, о тех, кто захочет продвигать, оплачивать поездки на рейтинговые турниры. Всё стоит денег – и велосипеды, и экипировка, те же ботинки велосипедные…

Об этом мы говорили уже в помещении спортклуба СКиД, на велобазе, которая стала стартом как для Антона, так и для Александра.

— Я себя всегда считал и считаю ковровчанином, — говорит Александр. — В профиле ВК у меня – Ковров, только добавляю текущее местоположение. Чаще – Италия…

По словам Саши, велобаза СКиДа – одно из тех мест, которое лично у него входит в понятие Родина. Место, где всё начиналось, ну, и, конечно, дом родителей, где ждёт мама – единственный член семьи, у которого нет спортивного велосипеда.

GK: Ты большую часть времени проводишь в Италии, твой тренер – итальянец. Как общаетесь?

— По-английски, я понемногу итальянский осваиваю. А тренер по-русски раньше знал только фразу «Победа придёт», повторял мне её всегда. Вот теперь выучил: «Победа пришла»… Многие здесь в России ошибочно считают, что база в Италии, то, что живу там постоянно – это такой шик, вроде курорта. На самом деле с юности все разъезды по миру, по Европе – это работа, а вовсе не лежание на пляже. Это может показаться кому-то странным, но для сборной «Рус-Вело» тренировочную базу в Италии содержать экономнее, чем строить её в России и оплачивать спортсменам постоянные перелёты в Европу на соревнования. Ведь у нас, к превеликому сожалению, велоспорт не развит, да и не раскручен. Пьяная драка футболистов станет новостью номер один скорее, чем тот же «Джиро д”Италия». А там это почти религия. Вы спрашивали про велосипед вне гонок. В Европе – да. Там города и страны, особенно Италия, Франция и Голландия «заточены» под велосипед. Там это общепринято, престижно даже. У нас престижны дорогие машины… Вот, в Коврове сделали как бы велодорожки. Но это же, на самом деле, профанация. Велодорожка не может быть на тротуаре. Только представьте встречу женщины с коляской и велосипедиста, который едет со скоростью 30 км/час?! Во всём мире велодорожка — это часть проезжей части, просто выделенная полоса. Даже если велосипедист выезжает на общую полосу, что случается нередко, никому из участников движения и в голову не придёт зажимать его, сигналить, возмущаться. Просто все снизят скорость до скорости велосипедиста и будут ехать так ровно столько, сколько понадобится ему добраться до выделенной полосы.

GK: То, что в России велоспорт не так развит как в Европе – факт, не поспоришь. Но ещё обиднее, когда наши всё-таки добиваются успехов за рубежом, а родина-мать, по сути, молчит. Вот, новость про победу в Италии «Евроньюс» дал, а в программе «Время» как-то обошлись…

— Ну, что вы! На спортивных каналах у нас проходило. По сравнению с другими достижениями, которые действительно «мимо проходят», это ещё очень прилично было, в российских СМИ, — говорит Антон. – Я сам из Франции с соревнований вернулся, мне позвонили с ВГТРК «Владимир», пригласили на интервью. Думаю, вот как здорово, заодно и новость про Сашу сообщу. А меня сходу начали вопросами о нём атаковать. Оказывается, тут уже все всё знали. Так приятно было…

К нашему разговору подключился Сергей Фёдорович, который вернулся с тренировки с юными ковровскими велосипедистами.

— Саша! А почему ты про свой первый велосипед в секции не говоришь? – спрашивает отец. – Вот же он, до сих пор здесь, на почётном месте. Смотри, даже изолента на руле, которую ты прикручивал.

— Это не Саша, а я прикручивал, — поправляет Антон.

Оказалось, что на велобазе целая коллекция именных велосипедов, даже тот, который был куплен на первые призовые деньги Александра, ему тогда ещё и четырнадцати не исполнилось.

Сергей Фёдорович любовно показывал каждый байк, о каждом рассказывал историю. Можно музей Фолифоровых открывать… Слушать это было одновременно интересно и немного грустно. Ведь то, что на базе до сих пор пользуются велосипедами десятилетней давности – Александру 24, Антону 29 – говорит о финансовых ресурсах нашего ковровского спорта…

GK: Александр, ты говоришь, что в профиле ВК твой город, по-прежнему, Ковров. А что тебя связывает с малой родиной кроме велобазы и дома родителей?

— По большому счёту, личных связей всё меньше. Ведь после школы была учёба в институте физкультуры в Москве. Там появились новые друзья, а одноклассники и друзья детства многие за это время разъехались из города… Для меня Ковров – это просто понятие, близкое и родное. Это как мечта. Мечта о том, что у нас в России когда-нибудь должно стать комфортно и приятно жить, на велосипедах кататься. Хочется верить, что мои спортивные результаты помимо бонусов для меня, привлекут внимание к развитию спорта у тех, от кого у нас зависят важные решения. Ведь это же наша родина! Мы русские, хотим в итоге жить дома. А перспектива учить итальянский, даже с учётом их тёплого климата и прекрасных пейзажей, на самом деле – это не мечта, а вынужденная реальность.

Уже на следующий день Саша улетел в Италию. Он пробудет там до конца июля, потом, возможно ещё на пару дней приедет домой. А там – до октября дома не появится. И это ещё очень удачный, по его словам, год. Целых три раза с родителями повидался… Но мы всё равно ждём, смотрим телетрансляции, ну, в крайнем случае, интернет-трансляции. И сохраняем веру в то, что спорт, в том числе и велосипедный, когда-то станет культовым и у нас.

Фото: Алексей Голубев, Александр Соколов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

«Ковровец» встретится с «Кометой»

Следующий пост

Маленький, нежный, продуманно-небрежный…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: