В зоне доступа

Жизнь слишком коротка, чтобы тащиться на четырёх колёсах

3 2135
О коллекционере Льве Пестове и его «музее мотоциклов» в СК «Ледовый дворец» рассказывали многие СМИ. Упоминали и мы, когда ледовая арена торжественно открывалась. Все пришли в восторг от довоенного байка «BMW», блестящего хромировкой и, как говорил владелец коллекции, на ходу.



Осмотрев публичную часть экспозиции, захотелось большего – посмотреть, как обретают второе рождение древние стальные мустанги.

И вот, Лев Пестов согласился показать святая святых – свою мастерскую.

С недавних пор, по договорённости с местными властями восстановление мототехники разных эпох и стран происходит в недрах мотодрома, под трибунами.

— На восстановление каждого уходит несколько месяцев. И несколько мотоциклов…



Брутальное помещение пропитано запахами металла и бензина. Попытки «хозяина» извиниться, мол, не прибрано, изумляют: что здесь прибирать, ведь в этом и цимес! Как ещё иначе может выглядеть мастерская автослесаря?



Кстати, об авто. Наряду с полуразобранными (или недособранными?) мотоциклами, в углу, задрапированная брезентом «Волга-21».

— Мотомузей станет ещё и музеем ретроавтомобилей?

— Пока не знаю, эту машину просто не мог не купить. Она с историей, «жила» в одной семье, куплена после войны… Я её приобрёл в комплекте с множеством семейных реликвий, фото. Думаю, после восстановления, это будет экспонат-история.

Увлекательные истории, связанные либо с интересными людьми, либо – событиями, действительно, пронизывают всю коллекцию Льва Пестова.



В свои 43 Лев Пестов уже успел столько всего добиться, испытать, попробовал себя во стольких амплуа, что иным и в 70 не удаётся. При этом, не было ни покорения столиц, ни бегства «в поисках лучшей доли» в дальних странах. Всё здесь, на малой родине.

Родился и вырос в Коврове, «по пятёрке», где, главным образом, живут работающие на самом большом и главном в городе заводе – ЗиД. Это район технарей – инженеров и рабочих.



— Конечно же, я – технарь, — признаёт Лев Николаевич. — После школы пошёл в наш ковровский институт. Но по складу характера мне, наверное, ближе менеджмент. Наверное, поэтому дело, которое для себя выбрал, совмещает и технические, инженерные навыки, и организаторское начало.

Строительная инженерия – монтаж и установка оборудования, которое необходимо на объектах, где нужна экологическая защита. Сложный бизнес. Но увлечения Льва Пестова не проще. Например, групповые прыжки с парашютом.

— Занимался этим десять лет. Не без успеха…

Так, вероятно, со всем, за что он берётся. Мягкий взгляд, плавные движения, добродушная улыбка. В этом человеке по первому впечатлению трудно увидеть непреклонность, с которой он идёт к своим целям. Однако Лев Пестов – кто угодно, но не диванный мечтатель.

— Это случилось лет восемь назад… — начал рассказ Лев Николаевич.

На самом деле, мотоциклы «случились» в его жизни значительно раньше, как у большинства ковровских мальчишек эпохи 80-х. Место правильного пацана было в гаражах. Мальчик становился юношей, когда мопед менял на мотоцикл. «Восход». Ну, а если совсем круто — «Ява».



— У меня в юности была «Ява». Заработал на неё в студенческом стройотряде. Потом, во взрослой жизни, у меня уже японский мотоцикл был, «Сузуки». Мы с женой на нём пол России и Европы исколесили…

Путешествия на мотоциклах – ещё одно из многочисленных увлечений. Именно во время одной из мотопоездок по Европе он увидел, как выглядят музеи технических видов спорта в небольших городках Германии, Чехии, Италии.

— Мотомузеи очень популярны. Бывает, такая экспозиция – единственная достопримечательность в городе. Тысячи туристов приезжают, вокруг экспозиций создаётся целая среда, проводятся праздники, фестивали, конкурсы, связанные с мотоспортом…



На тот момент это стало только личным наблюдением. А через какое-то время в беседе с сыном Николаем зашла речь о том, какой мотоцикл лучше.

— Я вспомнил ту свою студенческую «Яву». И захотелось такую же точно. Просто, чтобы сыну показать...

В тот момент Лев Пестов ещё не сознавал, что уже началась новая эпоха жизни — мотомузейная.



К изготовлению «наглядного пособия» для сына подошёл основательно. Долго искал по объявлениям, нашёл. Мотоцикл оказался не на ходу. Тогда, опять-таки, по объявлениям начал искать запчасти.

— Пока искал запчасти, чтобы «Яву» восстановить», наткнулся на объявление «Продам старый мотоцикл «БМВ». Стало интересно, насколько старый. Поехал смотреть…

Дело кончилось покупкой и последующим поиском комплектующих. Интересовали (и по-прежнему интересуют) только действующие модели. Всё прочее он называет бесполезными муляжами.

— Вот, на презентации Ледового дворца все на «ВМW» засмотрелись. А ведь если говорить о коллекционной ценности, пожалуй, мотоцикл «М-72», произведённый в Москве, значительно интереснее…

Кто не помнит киношных фашистов-автоматчиков на мотоциклах? На самом деле мотоциклы на войне широко использовали как Германия, так и СССР. Но не для стрельбы из коляски, а для подвоза боеприпасов в труднодоступные места.



Возвращаемся в музейную экспозицию. Здесь предметом отдельной гордости и надежд – это подчёркивает Лев Пестов — является ниша, которая пока не заполнена до конца.


Давняя фишка — сбор артефактов, связанных с участием наших мотогонщиков в ралли «Париж-Гранада-Дакар-94» и победой в «Ралли фараонов-93». Было это давно и всего однажды в истории. Героем тех гонок стал Александр Нифонтов. Он ушел из жизни в 2010-м, и с тех пор все спортивные регалии и артефакты, связанные с его победами, оставались в семейной коллекции Нифонтова.

Лев Пестов связался и договорился о передаче архива в музей со вдовой мотогонщика, Анастасией Нифонтовой, которая сама, между прочим – живая легенда.

Анастасия – так же как и Александр – мотоспортсменка, уникальная. Анастасия Нифонтова — единственная девушка в России, которая входила в тройку сильнейших страны в пяти видах мотогонок таких, как мотокросс, эндуро, кросс-кантри ралли, супермото, шоссейно-кольцевые гонки. в 2006-2007 гг. она входила в тройку призёров чемпионата России по мотокроссу среди женщин. А в 2006 г. Анастасия представляла нашу страну на Чемпионате мира и Чемпионате Европы.


Сейчас ей 37, она живёт в Москве, занимается бизнесом – руководитель компании – официального импортера марки HUSQVARNA и дилера KTM Sportmotorcycles AG в России. И продолжает выступать за Россию на мировых первенствах по мотоспорту.

Но при чём тут Ковров? Вот, как объясняет Лев Пестов:

— Если уж делать музей мотоспорта, то не стоит замыкаться только на Коврове. В России сегодня нет ни одного специализированного музея технических видов спорта. Почему бы нам не стать первыми? Почему бы не стать центром притяжения туристов отовсюду? Но тогда мы должны рассказывать не только об истории ковровского спорта, а о его истории в масштабах СССР, России и мира. А история семьи Нифонтовых – это живая легенда, которой по сей день восхищается весь мир.

В том-то и дело, что мир, но пока не родное отечество. Недооценённость былых достижений советских и российских мотогонщиков и мотокроссменов, по мнению Льва Пестова, недопустима.

Именно поэтому сейчас Лев Николаевич одной из задач видит восполнение исторического пробела 1993-94 годов, когда Александр Нифонтов прославил нашу страну на международных ралли. Тот самый победный мотоцикл купил после долгих поисков, буквально спас от разборки, восстановил и мечтает… Организовать показательный тест-драйв на нашей кольцевой мототрассе СК «Мотодром», причём за руль приглашает не кого-нибудь, а Анастасию. Экс-чемпионка готова приехать. Но…



— Для того, чтобы всё получилось достойно, Настю здесь должны принять на официальном уровне. К сожалению, пока в этом вопросе мне не удалось найти полного взаимопонимания с местными властями. Может, наши чиновники просто не знают, насколько Настя знаменита и КАКИЕ люди готовы приехать в Ковров со всего света, чтобы только посмотреть, как она катается?..

Будем надеяться, что наши чиновники в полной мере проникнутся размахом замысла и его перспективами. Уж если брендировать наш город и рассчитывать на дополнительные доходы от туризма, то вне сомнений, мотомузей решит эту проблему гораздо быстрее, чем все наши зайцы, свистульки и прочая местная экзотика вместе взятые.

Фото: Олег Филипчук, Артём Буренков

3 комментария

avatar
Жизнь слишком коротка, чтобы тащиться на четырёх колёсах, а на двух колесах ещё короче.
avatar
Название статьи поражает…
avatar
Да, наверное, надо было назвать «Интервью с директором музея мотоциклов». Это ближе и понятнее)))))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.