Образование

Кем богата земля Ковровская

7 4612

История мира — это биография великих людей.
Т. Карлейль


Мы же поговорим немного о биографиях выдающихся людей Коврова. Сегодня мы представляем преподавателя истории, доктора исторических наук М.В. Мельникова.



— Максим Викторович, почему решили изучать именно историю, что заставило Вас стать преподавателем?

— Историю я начал изучать еще будучи школьником, потому что время было такое интересное, перестроечное, открывались совершенно потрясающие новые факты нашей истории. Тогда очень большое количество людей увлекалось историей. Книги, публикации, которые были в периодических изданиях, они выпускались миллионными тиражами, ими зачитывалось огромное количество людей. На волне всего этого, будучи старшеклассником, который попал именно в перестроечную эпоху, я выбрал исторический факультет как свой профиль. Хотя, кстати, в силу того, что тогда уже реформообразование набирало обороты, и было разрешено поступать в несколько ВУЗов, в качестве страховки я поступил и во Владимирский педагогический университет и в КГТА. Во Владимире университете были достаточно жесткие условия, тем не менее, я из всего того потока, по сути дела единственный, получил пятерку на входном экзамене. Там меня оценили и взяли. Поэтому я, конечно, выбрал путь историка.
А преподавание — это ещё детское увлечение. Старшеклассником в советское время также занимался с младшими школьниками, ну вот и педагогические интересы остались с той поры. Правда изначально я планировал быть школьным учителем, но так сложилась судьба, что научная карьера стала тоже развиваться. И получилось так, что снова стал перед выбором либо оставаться в школе, либо уже окончательно выбирать ВУЗ.

— Встречались ли с трудностями в первые годы работы в ВУЗе?
— В ВУЗе — нет, потому что у меня уже был огромный опыт работы в школе. А это более динамичная среда. Люди, которые хотя бы несколько лет там отработали, они уже в ВУЗовской среде в плане преподавания проблем не имеют. У меня к тому времени стаж был 10 лет.

— Нам известно, что вы защитили докторскую диссертацию, может быть, расскажите о ней?
— Да, можно похвалиться, ведь на момент защиты я был самым молодым доктором исторических наук России — мне было 34 года. Защищал диссертацию в Нижнем Новгороде, в архитектурно — строительном университете. В силу своего молодого возраста, а средний возраст докторов исторических наук 67 лет, были разные сложности. Я должен был сделать в пять раз больше, чем это обычно делается для защиты докторской диссертации, так как мне необходимо было доказать, что несмотря на свой возраст, весьма юный с их точки зрения, я достоин этой степени. Но всё прошло благополучно, и самое главное, благополучно прошло в высшей аттестационной комиссии, которая на сегодняшний день является самой главной организацией по присуждению этих премий и допусков.

— Максим Викторович, а каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный студент?
— Идеальный студент должен, прежде всего, быть мотивированным. Он должен очень чётко понимать, что он делает. Это очень важный момент в плане оценки современной молодёжи, которая вообще не понимает, куда поступает, зачем, и как нужно учиться и, вообще, для чего нужно учиться и что именно нужно учить. Прежде всего, студент должен понимать, чего именно он хочет, и как к этой цели прийти наиболее коротким путём.

— Какие исторические события наиболее впечатляют Ваших студентов?
— Здесь сложно сказать. Интересы ближе к современной истории. Наверно, это связано с их личными интересами, общением и обсуждением с родственниками. Экстраполяция (выправление, изменение прим. автора), скажем так, других точек зрения у них происходит.

— Есть ли что-то, чему Вы научились у ваших слушателей?
— Раньше я весьма скептически относился к информационным технологиям посредством мобильной связи. На сегодняшний день я очень их уважаю. Через мобильник можно спокойно найти что угодно, то есть студент выходит в сеть, у него есть наладонник, и он с него практически может читать, тут же проверять информацию. Когда есть такие технические возможности, это очень удобно. Я просто визуально вижу, как это помогает в процессе обучения.

— В институте достаточно развиты различные направления (театр, КВН, студенческие движения, стройотряды), а Вы в годы студенческой жизни принимали активное участие в каких-либо мероприятиях?
— Да, в 90-е я был участником детского движения, что существовало в Коврове: профильные смены в лагерях, работал в организациях, что занимались детьми. Так что юность у меня была тоже активная.

— Не за горами летняя сессия, многие студенты верят в различные приметы (в ночь перед экзаменом спят на учебниках, кричат «халява» в форточку), а Вы как к этому относитесь, верили в студенческие годы в какие-нибудь приметы?
— Скорее всего, эти суеверия помогают справиться с психологическими сложностями. К этому надо спокойно относиться, если это помогает студенту привести себя в определенное состояние адекватности, почувствовать себя более уверенно, а если он чувствует себя уверенно, то он, в принципе, в состоянии изложить, хотя бы тот небольшой набор знаний, которым обладает.

— Максим Викторович, а были ли смешные моменты в работе со студентами, которые запомнились?
— Зимняя сессия. Я принимал зачёт. Раздевалка почему-то не работала, поэтому студенты раздевались в аудитории. Вошла симпатичная девушка, и сразу меня спросила: «Раздеваться?». Над этой двусмысленной ситуацией хохотала вся группа.

— Интересно, а есть ли время у такого занятого человека на любимое занятие, на хобби? Как любите отдыхать?
— Да, моим хобби и в то же время отдыхом являются компьютерные игрушки, стратегии. Я могу резаться месяцами, срастаюсь с героями, они становятся мне родными, можно сказать, живу в параллельном мире.

— А в чем, по-вашему, заключается секрет успешного человека? Можете ли Вы назвать правила успешности, и нашли ли вы свое призвание в жизни?

— Правила успеха в каждой профессии, в каждой сфере свои. Это зависит от того, как человек вообще этот успех воспринимает. Это очень тонкий момент, потому что тут надо понимать, что понятие успех трансформируется с возрастом. Для студента успех – сдать сессию, для молодого специалиста – получить определённую должность, для старшего поколения — иметь определённый уровень достатка. Плюс к этому прибавляется благополучие в личной жизни, здоровье близких. Абсолютного стандартного понятия успеха нет, оно с возрастом меняется.
На сегодняшний день я ставил пред собой профессиональные цели на первом плане. Несмотря на различные оценки меня как человека, оценки меня как профессионала, даже оценки моих противников и врагов, однозначно высокие. Вот для меня это наиболее важно.

— И напоследок, Ваши пожелания всем студентам.
— Учиться, учиться, учиться!

7 комментариев

avatar
хорошее интервью, а про «Раздеваться?» вообще кул=)
avatar
последний вопрос, промах....((((
avatar
учиться, учиться, лечиться…
avatar
я вот не особо любил историю, тепрь жалею об этом
avatar
Вот такой вот у нас преподаватель по истории :)
хорошее интервью:)
avatar
Мой любимый преподаватель, интересно было прочитать)
avatar
Интересное интервью:)Мельников не так страшен, как казался:)Вполне хороший и главное высококвалифицированный преподаватель)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.