Докатились до Коврова. «ИЖи» в гостях у «Восходов».

Татьяна Горянина

Они проехали более 700 км только ради того, чтобы убедиться в том, что в Коврове основан музей мотоциклов. Парни связались с владельцем мотоэкспозиции Львом Пестовым и по его приглашению приехали в наш город. Игорь Чупин и Дмитрий Киселёв – личности, известные в своём родном Ижевске. Игорь представляет мотосообщество «ИЖ-Ижевск», а Дмитрий – мотоклуб байкеров «WING18».

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

— Мы узнали о том, что в Коврове открылся музей мотоциклов из интернета. И не могли не приехать, чтобы увидеть всё своими глазами, — сообщил Игорь Чупин.

Поводом приехать в Ковров стало ещё и то, что 2016 год – это юбилейный год для столицы Удмуртии. 70 лет назад, в 1946 году на мотоциклетном заводе был выпущен знаменитый мотоцикл «ИЖ-350». Впоследствии эта мотомашина с коляской стала в СССР одной из самых популярных.

В наши дни мотозаводы по всей России переживают не самые лучшие времена. Однако в городах, где когда-то выпускали мототехнику продолжают надеяться и верить в то, что возможно если не возрождение производств, но хотя бы создание условий, при которых память о былой славе советских мотоциклов будет сохраняться и передаваться новым поколениям.

Так, в Ижевске хранителями традиций в последние 10 лет являются представители мотосообществ и байкерских клубов.

— 70-летие «ИЖ-350» мы решили отметить мотопробегом. Маршрут проложили через города, в которых в разные годы выпускали мотоциклы. И, конечно, миновать Ковров, родину «Ковровцев» и «Восходов» мы никак не могли, — сказал Игорь Чупин. – Дальнейший наш путь – в Санкт-Петербург и Псков, где в этом году пройдёт международный мотосаммит, встреча представителей мотосообществ из России и Европы.

В этом пробеге наряду с культовым мотоциклом «ИЖ-350» едет ещё один не менее именитый мотоцикл – «ИЖ-Планета-Спорт». Это самый массовый, самый популярный мотоцикл в СССР.

Оба мотоцикла – это личные байки Игоря и Дмитрия. Оба мотоцикла с историей, оба были в своё время выкуплены и, по сути, спасены от утилизации.

— Этот «ИЖ» я купил в 2007 году, — вспоминает Дмитрий Киселёв. — Всё произошло случайно — я увидел, как его прежний владелец собирался сдать мотоцикл в металлолом, на разборку. Чтобы восстановить машину полностью, пришлось приобрести ещё один мотоцикл-донор. На восстановление и ремонт ушло несколько месяцев, и теперь эта машина – моя гордость.

Разумеется, у байкеров есть и другие мотоциклы, более современные и мощные, но родные для них «ижаки» — это больше, чем просто двухколёсная техника, это душа.

— Для нашего города (а Ижевск – это более 700 тысяч жителей) одним из центральных событий каждой весны является открытие мотосезона, — рассказал Дмитрий Киселёв. – Собирается не менее 200 участников, тысячи зрителей. Проходит яркое шоу, состоящее из музыкальной части и, конечно, байк-шоу. И наряду с современными мотоциклами европейских и японских производителей, отдельным блоком – проезд ретро-мототехники, которую в своё время производили на ижевском заводе.

Байкеры из Ижевска увлечённо рассказывали об истории мотозавода. Вот, что вкратце удалось узнать.
Мотоциклы марки «Иж», нареченные по названию реки, на которой стоит город Ижевск, выпускались в разное время разными предприятиями. Первые пять опытных мотоциклов — от Иж-1 до Иж-5 — были созданы в мастерских, организованных на базе бывшей фабрики охотничьих ружей Березина, коллективом под руководством инженера Петра Можарова в 1929 году.

«Вторая жизнь» марки «Иж» началась в 1932 году, когда было решено построить в Ижевске специализированный мотоциклетный завод, названный ИжМЗ — «Ижевский мотоциклетный завод.

Моделью, пошедшей в серию с 1939 года, стал Иж-9, сразу отличаемый внешне по двум глушителям и двум трубам системы выпуска.

В октябре 1941 года мотозавод был передан в систему Наркомата вооружения, и мотопроизводство на нем полностью прекратилось до 1946 года.

В советской зоне оккупации Германии оказались производственные площади фирмы ДКВ в городе Цшопау. Оттуда в Ижевск были привезены чертежи и оснастка, а также группа сотрудников предприятия во главе с главным инженером ДКВ Германном Вебером. Технология была восстановлена — сначала в немецком виде, затем был осуществлен переход на алюминиевое литье всех картерных деталей.

У Ижевска и Коврова много общего, не только мотопроизводство. Город на реке Иж широко известен как «Оружейная столица России». Таких столиц-центров в России, на самом деле три – Ижевск, Тула и… конечно, Ковров.
В Ижевске, как и в Коврове, с мотоциклами связано много мифологических историй.

В 70-80 годы прошлого века обладатели стальных коней не просто катались, они пестовали и лелеяли свои машины.

Так, на «ижаке» было «модно» перевернуть крышку генератора так, что логотип из «ИЖ» превращался в «ЖИ». Мотоциклы красили, причём, не абы как. Бак – синий, щиток – красный. Это у «правильных мотоциклов». Ну, завышенные щитки, само собой. А ещё у «правильных пацанов» госномер непременно должен быть погнут – показатель того, что изрядно поездил на заднем колесе, «козлом».

Игорь и Дмитрий обрушили столько подробностей, что всего и не перескажешь.

Они пробыли в нашем городе всего день и направились в Питер. Но обещали непременно приехать ещё, пригласить друзей из мотоклуба. Они рассчитывают познакомиться и подружиться с ковровскими байкерами и поклонниками мотоспорта, готовы поделиться опытом Ижевска, а, возможно, что-то перенять у нас.

Фотограф Олег Железнов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

День молодежи в Коврове. Самая подробная афиша

Следующий пост

Лапта 2.0 Турнир

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: