Увлечения

История города Коврова

0 10423
ИСТОРИЯ ГОРОДА КОВРОВА

Ковров — город с интересной историей. Уже более 220 лет, как он получил свой городской статус. Возраст нашего города куда более почтенный. Красивые легенды окутывают его далекое прошлое. Одна из таких легенд гласит, что в XII столетии при великом князе Юрии Долгоруком здесь поселился будто зверолов Елифанко для доставления князю зверей и остальной дичи, и место его жительства получило название Елифановка. Именно с неказистой избушки охотника Елифанки и начинался современный Ковров. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей, любил охотиться в густых лесах над Клязьмой. Как-то в морозный декабрьский день случилось ему одному заблудиться в дремучих приклязьменских лесах. Долго он плутал по заснеженному лесу и, когда уже почти замерзать стал, увидел блеснувший между ветками огонек. Пошел князь на этот огонек и выбрался на маленькую полянку, посреди которой стояла низенькая, занесенная снегом избушка. Так рассказывает легенда о встрече Андрея Боголюбского и зверолова Елифана. Старший сын Елифана Василий в память о чудесном спасении князя и по его же повелению срубил на высоком клязьменском берегу церковь, освященную в честь Рождества Христова, потому как именно под Рождество случились описанные события. По Христорождественской церкви маленькая деревенька Елифановка вскоре стала именоваться селом Рождественским, которое с конца уже XV века упоминается в исторических документах. В это же самое время владеть селом стали князья Стародубские-Ковровы, от прозвания которых и сообщилось селу новое название — Коврово. Происхождение прозвища у князей также окутано легендами. Одна из них повествует о том, что когда-то в битве с татаро-монголами князю Василию Андреевичу Стародубскому удалось захватить дорогой ханский ковёр, откуда будто он и получил своё прозвище.

Церковь Иоанна Воина.
Построена в 1827 году.
Почти два столетия с 1567 по 1774 годы село Коврово было вотчиной Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В те времена Коврово было сравнительно небольшим селом, но имело выгодное месторасположение. На Ковровскую пристань на реке Клязьме отовсюду свозились хлеб, рыба, соль и другие продукты, лесные продукты и ремесленные изделия. Была в селе Коврово и своя ярмарка, которая открывалась один раз в год на Рождество Христово, почему и называлась Рождественской и продолжалась три дня.

Местность близ села была богата залежами известняков. Разработка известняка с древних времён наряду с торговлей была одним из основных занятий ковровских жителей. Из ковровского белого камня возводились церковные и монастырские постройки в Суздале, Владимире и других городах.

Выгодное расположение села Коврово на берегу судоходной реки Клязьмы, в центре оживлённых торговых путей позволило ему приобрести статус уездного города в рамках общероссийской уездной реформы 1775 года.

Всего около 800 жителей насчитывал новый город Ковров в конце XVIII столетия. До середины XIX века развивался он медленно, был тихим провинциальным городком.

Мост через Клязьму.
Вид на набережную Коврова.
Начало XX века.

Поворотным моментом в жизни города стало сооружение Нижегородской железной дороги, которая пролегла через Ковров. Движение по ней было открыто в 1862 году. В городе начался бурный рост промышленности и торговли. В том же 1862 году здесь открылись центральные железнодорожные мастерские, которым суждено было принести большую славу Коврову. Ковровскими мастеровыми были созданы первые товарные и пассажирские вагоны, удостоившиеся в конце XIX века высших наград на промышленных выставках в Париже, Москве, Санкт-Петербурге.

Кроме того, в ковровских мастерских создавались и первые санитарные поезда. В годы первой мировой войны Ковров был одним из пунктов формирования военно-санитарных поездов, каждый из которых мог принять до 400 раненых.

Торговые ряды
К началу XX века Ковров вошёл в число важнейших промышленных центров Владимирской губернии. Наряду с железнодорожными мастерскими в городе работала крупная паровая миткалево-ткацкая фабрика купцов Треумовых, чугунолитейный завод, многочисленные кирпичные заводы, типографии, паровая мельница, лесопилка. В 1916 году началось строительство Ковровского пулемётного завода.

С ростом промышленности города связано и увеличение численности его населения. Если в 1847 году в городе проживал 1731 житель, то в 1863 году уже 4149 человек, а Всероссийская перепись 1897 года зарегистрировала в городе 14571 человек. Город рос и благоустраивался. В 1869 году начались работы по устройству в Коврове первого водопровода; в это же время разбивается городской сад. В 1889 году на центральной улице города Московской /им. Абельмана/ возводится красивое здание Земской управы /сегодня Ковровский историко-мемориальный музей/. В 1892 — 1893 годах на Базарной площади выстроили большой каменный корпус лавок и при нём здание Городской управы /ныне здание типографии/. К 1904 году в городе Коврове насчитывалось более 5 км замощённых улиц и 131 уличный фонарь.

Городское приходское училище. 1904 г.
Далеко не последнее место занимал Ковров и по количеству учебных заведений. К 1914 году в нём имелось 13 учебных заведений на 21 тысячу жителей. Среди них реальное училище, женская гимназия, техническое железнодорожное училище, учительская семинария и другие.

Таким образом, к 1917 году Ковров уже окончательно оформился как один из ведущих торгово-промышленных центров Владимирской области.

1917 год и последовавшие за ним гражданская война и разорение всей страны естественно замедлили развитие города. Но в 30-е годы промышленность Коврова снова набирает темпы. Это были годы так называемой сталинской индустриализации, в период которой значительным образом реконструировались все старые ковровские предприятия. И хотя за годы первых советских пятилеток в Коврове не построено ни одного нового завода, по объему реконструкции старых предприятий их можно приравнять к новостройкам.

Ковровские железнодорожные мастерские в 1929 году переименованы в экскаваторный завод. В результате реконструкции, по сути дела, построен новый завод, который стал пионером производства экскаваторов в стране. 21 апреля 1931 года из ворот завода вышел первый отечественный экскаватор «Ковровец». Конструкция первенца постепенно совершенствовалась. До 1941 года завод выпустил 1253 землеройных машины.

На чугунолитейном заводе им. Малеева и Кангина было освоено производство первых в стране механических топок для строящихся электростанций.

Настоящей кузницей автоматического стрелкового оружия для нашей армии стал Ковровский инструментальный завод им. Киркижа, бывший пулеметный завод. Еще в 1918 году в Ковров приехал работать известный русский конструктор автоматического оружия генерал В.Г.Федоров, создавший на этом заводе в 1921 году первое в России проектно-конструкторское бюро стрелковой автоматики. Вместе с ним приехал в нащ город и В.А.Дегтярев, ставший впоследствии выдающимся отечественным конструктором оружия, генерал-майором, доктором технических наук, Героем Социалистического труда, четырежды лауреатом Государственной премии. На этом заводе начинали свой путь известные конструкторы-оружейники, наши земляки, как Г.С.Шпагин, С.Г.Симонов и другие.

Ковровский завод им. Киркижа в те годы выпускал не только оружие, но и первые автомобильные стартеры «Бендикс» для нижегородского автомобильного завода.

К 1941 году население Коврова перевалило за 65 тысяч, что потребовало увеличения жилищного фонда. Были построены новые поселки —«Красный металлист» инструментального завода, «Красный текстильщик» прядильно-ткацкой фабрики им. Абельмана, «Экскаваторщик». В 1935 году в Коврове открылось автобусное движение.

В 1931 году в городе открывается отделение Московского института нового железнодорожного строительства им. Абельмана. В четырех техникумах: экскаваторном, механическом, медицинском, педагогическом, училось свыше 800 человек. Из культурных учреждений в городе было 6 клубов, 5 стационарных кино, свой драматический театр на 800 мест, в 1927 году открыт Музей истории местного края.

В эти годы в Коврове активно развивается медицинское обслуживание. Открываются одно за другим медицинские ужреждения: туберкулезный диспансер, детские консультации, в 1934 году — 2-я городская больница. В городе складывается сильный коллектив врачей. В 1922 году работники здравоохранения Коврова образовали научное медицинское общество, ставшее известным своими научными разработками далеко за пределами Коврова. Организатором творческого содружества врачей был В.М.Троицкий, известный хирург, главный врач Ковровской железнодорожной больницы, первый в Коврове кандидат медицинских наук. Не менее колоритны фигуры других ковровских врачей, ведущих членов общества. Это будущие профессора Н.Ф.Березкин и Н.В.Воскресенский, заслуженные врачи Н.Н.Никольский, Н.Н.Островский и другие.

Но мирную жизнь нарушила война. Трудно переоценить вклад нашего города в победу над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Больше пятидесяти лет прошло, а в памяти не меркнут воспоминания о тех страшных годах.

Аллея Героев Советского Союза
После сообщения о нападении гитлеровской Германии на заводах, фабриках города прошли митинги, а 23 июня состоялся общегородской митинг, в котором приняли участие 27 тысяч человек. В первые же дни войны более 700 ковровчан пришли в военкомат с заявлениями о добровольном уходе на фронт, в созданные отряды народного ополчения записались 7885 человек. Свыше 19 тысяч наших земляков отправил ковровский военкомат на фронт, 8360 из них не вернулись с полей сражений. Многие солдаты и офицеры награждены орденами и медалями, а 13 из ушедших на фронт стали Героями Советского Союза.

Вечный Огонь
На площади Победы, открытой в 1967 году, возвышается памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, у его подножия горит Вечный огонь, здесь же Братская могила, в которой захоронены защитники Родины, умершие от ран в ковровских госпиталях.

Подвигу ковровчан на фронте равен подвиг их земляков в тылу. Настоящей кузницей оружия для советской армии стал Ковров в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году всего за три месяца на заводе им. Киркижа конструкторами под руководством В.А.Дегтярёва создаётся и осваивается в производстве крайне необходимое фронту противотанковое ружьё, сыгравшее неоценимую роль в борьбе с немецкими танками под Москвой, Курском, в Сталинграде. В том же году в сжатые сроки разрабатывается и запускается в производство пистолет-пулемёт Г.С.Шпагина (ППШ). За время войны завод им. Киркижа выпустил и отправил в действующую армию 1202408 единиц различного вооружения. 16 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод награждён Орденом Ленина.

Ковровский экскаваторный завод за годы войны изготовил 10 тысяч комплектов колес для танка «Т-34», 25 тысяч корпусов для снарядов «Катюша», 40 тысяч корпусов для стокилограммовых авиабомб «ФАВ-100», 2,5 миллиона корпусов 82-миллиметровых мин.

Прядильно-ткацкая фабрика им. Абельмана дала стране 66 миллионов метров ткани, из которых прошито более 20 миллионов комплектов различного обмундирования.

В Коврове на заводе им. Киркижа в сентябре 1941 года создаются первые в стране фронтовые комсомольско-молодежные бригады. Проявлением горячего патриотизма, огромной заботы о фронте тружеников тыла было создание бронепоезда «Ковровский большевик». В рекордно короткие сроки бронепоезд собрали экскаваторостроители, рабочие инструментального завода установили на нем вооружение, и 18 декабря 1941 года он был торжественно отправлен на фронт с ковровского вокзала. Труженики тыла всем, чем могли, помогали фронту, за годы войны ковровчане передали в фонд обороны более 126 миллионов рублей.

Уже в конце войны и в первые послевоенные месяцы промышленность Коврова стала перестраиваться на выпуск мирной продукции.

В 1944 году, когда еще гремели бои, на экскаваторном заводе родилась идея создания нового экскаватора. 21 апреля 1946 года экскаватор Д-107 вышел на заводские испытания и вскоре был запущен в серийное производство. Он стал первым экскаватором страны, который с 1949 года стали экспортировать за границу. В середине 60-х годов предприятие являлось крупнейшим производителем землеройных машин, экспортировавшихся в 50 стран мира. Каждый десятый из выпускаемых в стране экскаваторов был ковровским. В начале 70-х годов началась коренная перестройка производства по переходу на выпуск принципиально новых гидравлических экскаваторов. 4 сентября 1974 года новая машина ЭО-4121 была поставлена на конвейер.

В 1945 году открыл новую страницу в своей биографии и инструментальный завод, который с 1949 года стал носить имя В.А.Дегтярева. Более пятидесяти лет назад на улицах города послышались непривычные ноты — рокот двигателей и приглушенный шум выхлопа первых ковровских мотоциклов марки К-125, что означало «Ковровский, в классе 125 куб.см». Вскоре энтузиасты-испытатели дорожных мотоциклов во главе с опытными специалистами создали первые спортивные мотоциклы для соревнований по мотокроссу и шоссейно-кольцевым гонкам. В 1948 году команда ВВС Московского военного округа на К-125 впервые приняла участие в соревнованиях на первенство СССР по мотокроссу, а ее капитан завоевал звание чемпиона СССР. Это был первый победоносный выход «Ковровца» на арену спортивных соревнований. А создание спортивной техники стало трамплином для совершенствования серийной продукции. В 1965 году завод освоил новую модель — из серии «Восходов».

Сохраняется после войны и стрелковое направление, а в 50-е годы развивается производство ракетной техники: автопилотов для зенитных ракет, одной из которых сбили Пауэрса. Затем был взят курс на малогабаритную технику.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.