Степные воины. Братство

GK
Кольчуги, латы, мечи, тулупы, песцовые хвосты…Конечно, на улицах города в таких одеяниях их не встретишь. А вот на городских праздниках, театрализованных представлениях, шумных фестивалях участники ковровского историко-патриотического клуба «Стародубская Застава» собирают «урожай» взглядов.

Их часто путают с другими реконструкторами. В чём разница? Что заставляет молодёжь искать себя, копаясь в бабушкиных сундуках и дедовых чуланах? На эти вопросы мы искали ответы в трапезной одного из городских храмов…


В вечерний час ворота храма Феодоровской иконы Божией Матери закрыты. Изредка случайные прохожие останавливаются возле них и засматриваются ввысь в своих мыслях. По звонку нас встречает молодой мужчина и провожает в необычное для собраний неформальной молодёжи место где-то на цокольном этаже церкви. Архитектура, мебель, кухонная утварь, тёплый и уютный свет. Доспехи на манекенах, словно в ателье, огромный герб на стене, жизнь клуба в фотографиях и иконы – вот такое соседство.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!


За длинный стол, что стоит посередине зала, легко усядутся несколько десятков человек. Даже чаем угощают гостей из бывалых стаканов в подстаканниках. Тут же из металлических колец кто-то из «стародубцев» продолжает воять то, что позже станет кольчугой. А рядом — маленький образец. Как признаётся мастер, из остатков материала. «Железной кофтой» для «гнома» умиляются все, кто видит. Но это разминка.

На плетение кольчуги на обычного человека может уйти от месяца до года. Так что без усидчивости и терпения реконструктором не стать. А вообще, собственные доспехи — признак «воина» со стажем. На них в среднем уходит 10-15 тысяч рублей и год, если говорить о времени. К тому же часто приходят в клуб те, кто никогда до этого не держал в руках инструмента. А вот результат при должном усердии можно увидеть совсем скоро. Всё зависит от ученика, — так тут говорят, учитель второстепенен. Но воссоздание воинской одежды – лишь одна из ветвей деятельности.




Направление «Стародуб» появилось в 2007 году в клубе исторической реконструкции и ролевого моделирования «Врата Свободы». Через год лидеры последнего разошлись во мнениях в отношении будущего проекта и решили пойти каждый своей дорогой. Нынешний состав «Стародубской Заставы» противоречий не помнит. Реконструкторы поддерживают дружеские отношения. Были у клубов и совместные выступления.

Первым пристанищем для нового клуба в 2008 году стал ДКиТ «Родина». Своё влияние на становление объединения оказало сотрудничество с Владимирским клубом «Китеж-град». А 4 года назад под своё крыло молодёжь, увлечённую историей, взяла церковь. Тогда при храмах рекомендовали создать молодёжные движения. Где-то открыли воскресные школы, волонтёрские группы, где-то патриотические клубы. В храме Феодоровской иконы Божией Матери избрали другой путь: предоставили помещение уже существующему коллективу, который как раз искал себе новое место для встреч. А узнали о нём, благодаря нынешнему руководителю клуба, который имеет непосредственное отношение к церкви. (Подробнее об этом человеке мы расскажем в следующей статье: «Степные воины. Знахарь»)

Кстати, религиозные взгляды в клубе не насаждают. Входят в него и верующие, и атеисты. Но, как поделились участники, определённую лепту вносит сама атмосфера их «резиденции». Сейчас «Стародубская Застава» объединяет 12 человек. Самому юному участнику клуба 15 лет, «старейшему» — 33 года. Девушки лишь три. Оно и понятно. Много внимания «стародубцы» уделяют технике ведения боя и оружию.



Одно время у них даже существовала традиция. Новичкам, пожелавшим присоединиться к коллективу, на первой же встрече предлагали надеть амуницию (средний вес – 8-10 кг) и выйти на «поле брани», ощутить тяжесть железа и попробовать свои силы в поединке. Конечно, бились символически. Но пара ударов по шлему или кольчуге браваду, собственно, как и желание встать в «стародубские» ряды, частенько отбивала.

Да, и сейчас, как признаются «старички», ежегодно в клуб приходит несколько человек, остаются единицы. Как и любое хобби, реконструкция требует и времени, и денег, а ещё — серьёзного отношения. Первое, с чем знакомят «новобранцев», — техника безопасности. Как и в любом спорте, (а в клубе есть фехтование), не стоит забывать о возможных травмам. Среди членов клуба тяжёлых ранений не случалось, а вот синяки, ссадины, вывихи – обычные мелочи. Сами «воины» считают, амуниция, собранная по всем нормам, — надёжная защита. А вот пренебрёг правилами – пеняй на себя.




Там, где побывали мы, открыты двери и для школьников. В первую очередь внимание детей привлекают, конечно, непривычные одежды и копии старинного оружия. Всё ручной работы. В клубе есть даже знающие азы кузнечного дела. Если мечи видели, пожалуй, все, то тяжеленные шестопёр, кистень или цепи — далеко не каждый. Кстати, в поединках реконструкторов некоторые из них запрещены из-за огромной ударной силы.

Одним из главных экспонатов «живого» музея является масштабный герб Стародуба. Написан он в соответствие с историческими сведениями, миниатюрами, дошедшими до нас. На нём изображён ветвистый дуб – символ долголетия, мудрости, силы и выносливости. А выполнила его одна из бывших руководителей клуба, художница Елена Курсакова. «Это не единственный дуб на древних гербах, — объясняет руководитель «Заставы» Илья Елисов, — есть ещё город Стародуб в Брянской области. Некоторые историки даже предполагают, что Стародуб на Клязьме основали именно выходцы из того края. Их Стародуб в исторических документах упоминался раньше».


Ну, а если говорить про наш Стародуб… «Стародубское княжество было огромным, мощнее Суздальского и Владимирского вместе взятых. Размером приблизительно как три современных Ковровских района, интересной изогнутой формы. Его границами являлись современные Шуя, Сенинские Дворики, село Алексеевское, где была резиденция князя Фёдора Стародубского, Николо-Дебри и Сунгирь на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. В столице Стародуб, основанной Великим князем Владимирским Юрием Долгоруким на месте нынешнего села Клязьменский Городок в XII веке, действовал серьёзный торговый порт. На счету Стародубского княжества две самые яркие в его истории победы: битва с монголо-татарами и поляками с промежутком в несколько столетий. А также участие стародубских дружинников в битве на Куликовом поле».



Если «Врата Свободы» выбрали «своим» временем Средневековье, эпоху рыцарства, «стародубцы» — степные воины, их «пора» — XII-XIII века. Главная цель клуба, как говорит его руководитель, привлечение внимания молодёжи к своей истории. Именно поэтому клуб делает ставку на театрализованные представления, шоу, нежели стопроцентную реконструкцию. Поступают им и коммерческие предложения, которые лишь слегка позволяют восполнить затраты на увлечение. В клубе есть своя иерархия: глава, руководители направлений, рядовые участники и старейшины, прославившиеся делами. Все вопросы решает Совет клуба.

Почти все участники занимаются артистическим фехтованием. С помощью него можно и внимание зрителей привлечь, и показать картинку из прошлого. Постановки чаще делают по мотивам мифов, притч, легенд. Технику, которую копируют по описаниям средневековых авторов и гравюр, отрабатывают сначала на пластиковых палках и только потом берут в руки тяжёлое оружие. А ещё учатся историческому фехтованию, обращаться с арбалетом, баллистой, луком. Реконструкцию одежды и доспехов ведут в двух направлениях: «Русь» и «Монголия. Степь».
Но не вызовет ли страсть к оружию, воинственный дух у молодых излишнюю агрессию? «Уже замечено, что в большинстве своём люди, занимающиеся боевыми искусствами, — считает руководитель клуба, — намного спокойнее и уравновешеннее остальных. Человек, сталкиваясь с оружием, испытывая его на себе, знает о последствиях. Он понимает серьёзность происходящего и не использует знания во вред». Словом, главное — направить энергию в нужное русло.


Около 2 лет «Стародубская Застава» свои дела не афишировала. После смены лидеров, состава клуба, корпели над костюмами и арсеналом. А в этом году стали активно выходить на публику. А в конце сентября историко-патриотический клуб отметил свой день рождения. Именно в этот день его участники совершили чин побратимства. Клятва – тоже эхо давних лет. Но и сегодня она значит тоже, что и столетия назад: ответственность друг за друга, взаимовыручку, дружбу.


Фотограф Алексей Гаврилов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Мнение города: Мокрые поцелуи

Следующий пост

Грузовик отбросило на собственного хозяина

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: