Территория МЧС

Помощь при ДТП должна быть квалифицированной

0 1940
Ежегодно на дорогах г.Коврова и Ковровского района происходит около 400 дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут десятки и получают травмы и увечья сотни людей…
На помощь пострадавшим в ДТП одними из первых приходят сотрудники МЧС – пожарные и спасатели.





Каждый пожарный автомобиль имеет все необходимое аварийно-спасательное оборудование, каждый сотрудник прошел обучение и имеет карточку спасателя. Ежеквартально сотрудники 8 отряда ФПС, совместно со спасателями Ковровского поисково-спасательного отряда и инспекторами ГИБДД, проводят занятия по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.



От того, как подготовлены спасатели, во многом зависят жизни людей. Сотрудникам МЧС, на месте происшествия, приходится решать сложные задачи, а время на их решения практически нет. Очень аккуратно, стараясь не причинить боль пострадавшим, они, как консервную банку, вскрывают разбитые автомобили: срезают крышу, снимают двери, гидравлическими ножницами по кусочку отрезают металл, чтобы как можно бережней и осторожней достать из недр скомканного железа раненного человека. До приезда скорой медицинской помощи пожарные и спасатели останавливают кровь, накладывают жгут или шину, обеззараживают и бинтуют раны, чтобы в них не попала грязь.







Всю прошлую неделю сотрудники поисково-спасательного отряда, пожарные и инспектора ГИБДД в очередной раз тренировались спасать людей, ставших жертвами необъявленной войны на дорогах. Для быстрой, четкой и слаженной работы в чрезвычайных ситуациях необходимо досконально изучить весь аварийно-спасательный инструмент, знать принцип его работы, возможные неполадки и способы их устранения. Во время учений спасатели получают ценный опыт в извлечении пострадавших из разбитых машин. Манекен, как живого человека, защищают от искр, летящих во все стороны во время работы бензореза, аккуратно извлекают из машины, и на носилках выносят из опасной зоны.

А теперь, если у вас есть свободное время, предлагаю Вашему вниманию статью, посвящённую действиям граждан в ДТП. Советы дает Сергей Степин, в прошлом военный лётчик, оспасатель 1 класса тряда Центроспас.

Повышается благосостояние народа и, как следствие, увеличивается количество автовладельцев. А это ведёт и к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, если Вы имеете в личном или служебном распоряжении машину, Вам пригодится то, о чем я хочу рассказать.

Неторопливо двигаясь по пути от тёщи домой, в зеркале заднего вида Вы увидели быстро приближающиеся фары. И вот уже, не включая поворотника, мимо Вас проносится какая-то иномарка и через 2-3 минуты скрывается за ближайшим поворотом – назовем его, к примеру, «Федин поворот».

Вот и Вы доехали до поворота, увидели широкие следы могучего «Кировца», переключились на пониженную передачу и тут, отчётливый тормозной след, перечеркнувший грязь и уходящий за бровку, насторожил Вас, и в памяти всплыла иномарка:
а) проехать мимо, злорадствуя над лихим «джигитом»?
б) остановиться, посмотреть, помочь, но у Вас летние туфли, белые брюки, мокрая трава, грязь – ладно, на ближайшем посту ГАИ скажу. Какой же это километр?
в) остановиться и помочь, если живой.
Итак, из трех решений выбираем одно.

Дальше читают те, кто выбрал худшее из решений.
1. Вы остановились, включили аварийку, выразительно посмотрели на жену, сказавшую: «А если это бандиты?».
2. Действительно, если уж лезть в кусты к чужой машине, так лучше с хорошей монтировкой, куда она закатилась, ведь была под сиденьем? А, вот она!

Как назло пошёл дождь, надо было бы взять куртку, но поздно, уже по колено промокли брюки.
Вот и машина, ударилась левой стороной о берёзу и ещё от неё метров на 7-8 ушла, хорошо летел, от дороги метров 15. А вот и водитель, лежит на руле, лица не видно, кровь капает. Дверцу заклинило, переднее стекло все в трещинах, левой стороны совсем нет. Да это он головой его таранил! Вроде бы дышит. А ну-ка, задняя левая дверь, да, тоже не открывается, а вот правая задняя открылась.

Так, без сознания, кровь из носа и лоб в крови. Отодвинем от руля, голова вроде не сильно пострадала, видно перед ударом успел сгруппироваться, распёрся руками в руль, даже погнул его, видно основной удар пришёлся на голову о стекло, а уж когда потерял сознание, упал на руль. Без ремня ехал…

Теперь Ваши дальнейшие действия:
1. Прижать его к сиденью, если падает вперёд, найти, где же у него сиденье опускается, не получается, зафиксируйте его ремнем, вот он висит, родной.
2. Где же аптечка, в салоне не видно. Ключи от зажигания, выключить его и поискать аптечку в багажнике.
Вот, мычать начал, рукой двигает, живой. Сейчас, браток…
3. Кровь сильней пошла, всё-таки надо его положить, вот вроде какая-то ручка, точно, опускается сиденье.
Вот, глаза открыл, моргает, что-то говорит, ага, матерится, значит будет жить.
4. В нос вставить «затычки» из ваты, со лба уже не течёт, а вот с левого уха здорово течёт. Сейчас забинтуем.
5. Разговаривайте с пострадавшим, не допускайте, чтобы он потерял сознание.

И так, за мирной беседой постарайтесь оказать первую доврачебную помощь, пусть даже если крайний раз врачевали лет 10 назад, когда горчичники ребёнку на спину ставили. Вроде кровь остановили, но что-то дышит парень сильно часто и глаза закатывает, как бы не помер, значит надо быстрее доставить до больницы, под чуткое наблюдение врачей. Но сначала до своей машины бы дотащить, здоровый детина, килограмм под сто, да ещё несколько кг цепей да перстней. Тоже проблема, его в больницу довезёшь, а вещи бросишь в машине – выживет, ещё и на деньги поставит. Тоже не исключено, но если уж остановился помогать, то надо помогать.

Через задние двери вытаскивать неудобно, значит надо пробовать через его дверь. Если нет возможности вставить монтажку в районе замка или петель, попытайтесь отогнуть верхнюю часть двери и постепенно дойти до замка, вывернуть дверь. В некоторых случаях придётся бить стекло, тогда сначала прикройте пострадавшего, чтобы осколки не попали в раны. Другой способ, если стекло опущено, монтажку можно вставить в проём вслед за стеклом, разбить его внутри двери и выгибать дверь на себя, пока не появится зазор возле замка.

После того, как открыли переднюю дверь, надо осмотреть ноги и при необходимости наложить шины на переломы. Для этого нужны ветки с палец толщиной и 30-40 см длиной, поставить их вокруг места перелома, забинтовать и зафиксировать к здоровой ноге. Могут быть зажаты ступни ног под педалями, поэтому не торопитесь дёргать человека, ещё раз осмотрите, уберите осколки пластмассы от торпеды, по возможности отодвиньте сиденье назад, если надо ещё раз забинтуйте кровоточащие раны, дайте попить, если просит – покурить, впереди самое тяжёлое – дотащить до машины, в лучшем случае идти вдвоём на трёх ногах, в худшем – на собственной спине.

Ну, вот он и в Вашей машине, пусть посидит, очухается после перехода в 15 –20 метров, ох и долгие они бывают, оказывается.
Попытайтесь выяснить, где у него в машине документы, ценные вещи, деньги – это желательно забрать с собой.
Вот и всё, больница, довезли живым.

Пройдёт много лет, но всегда проезжая через это место, ничего не зная о дальнейшей судьбе этого парня, Вы почувствуете Особое чувство и легче станет жить среди подлости, предательства и рвачества.

НО, прежде чем кого-то спасать без использования специального оборудования, используя только то, что почти у всех есть в машине – подумайте, надо ли Вам это?

Юридически Вы не защищены, достаточной медицинской подготовкой не обладаете, а то, что прочитаете здесь, не является документом, регламентирующим действия свидетелей дорожно-транспортного происшествия по оказанию первой помощи пострадавшим.

Поэтому думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь, я имею в виду, нервотрёпку.

Имеете право: вытаскивать человека, если машина дымит. А был ли это дым или пар от радиатора? Да, вот Вам показалось, что это дым. Поэтому Вы и приняли решение оказать помощь человеку, чтобы он не сгорел. Законно. Но ведь следов пожара нет, и средства пожаротушения не использовались. ДА, возгорание самоликвидировалось…

Имеете право: вытаскивать человека, если на дороге плохая видимость, интенсивные осадки, ограниченная обзорность из-за поворота, кустов или ещё чего, и Вы не можете предотвратить имеющимися у Вас средствами или возможностями, того чтобы в эту машину не врезались другие. Законно. Но ведь был яркий солнечный день, видимость миллион на миллион. ДА, но в тот момент, когда я оказался на месте ДТП, такое облако солнце закрыло, туман волнами шёл…

Имеете право: вытаскивать человека, если есть угроза падения машины с человеком в кювет, обрыв, с моста или ещё куда… Или есть угроза падения на машину чего-либо, что может причинить дополнительные механические повреждения машине и, соответственно, находящемуся в ней человеку. Законно. Но ведь это было в чистом поле и ближайший столб на расстоянии 100 метров. ДА, но я подхожу к машине, а в это время что-то как хлопнет, что даже с поля туча ворон поднялась, а ведь, как известно, птицы раньше всех узнают про землетрясение и цунами, вот я и решил…

Имеете право: вытаскивать человека, если температура наружного воздуха не позволяет ему находиться вне обогреваемого или охлаждаемого помещения без угрозы получить обморожение или подвергнуться обезвоживанию. Законно. Но ведь был июль месяц и температура была +20. ДА, но дул такой пронзительный северный ветер…

Имеете ПРАВО, следовать этим рекомендациям, если они действительно были или Вы решили вытащить человека и везти его до ближайшей больницы. Или приехала «Скорая» с девочкой фельдшером и дедом водителем и Вы им помогаете.

А если у Вас новые чехлы или вообще, Вы не знаете, где ближайшая больница, то не надо вытаскивать человека из машины. После удара он уже сам принял самую удобную для себя позу, сидит под крышей, а не под дождём и Ваш порыв его вытащить из машины, только во вред ему. Вот поставить машину на ручник, если он работает, а если нет, проколоть пару колёс, чтобы машина, куда не надо не съехала, отключить аккумулятор, сняв обе клеммы – вот это надо. Потом попробовать опустить спинку сиденья и отодвинуть само сиденье – тоже надо. Открыть багажник и выставить знак аварийной остановки после осмотра пострадавшего, если Вы смогли до него добраться, а если нет доступа, то перед тем, как лезть разбирать машину – это надо.

И вообще, если дверь не открывается, а тем более, если все двери заблокированы, разбейте дальнее от пострадавшего стекло и попытайтесь открыть хоть одну дверь, и если добрались до человека, поднимите голову за волосы, а если лысый, за уши и посмотрите, дышит ли он, мычит ли? Может, Вы вокруг трупа мечетесь? Глаза откройте, там всё видно, нажмите пальцем на глаз, если сомневаетесь, зрачок, если сможете, подсветите. А вот если дышит, то постарайтесь голову зафиксировать вертикально, чтобы на грудь не падала. Хоть ремнём безопасности за лоб и подголовник, хоть ещё чем, что найдёте.

Восстановили дыхание, смотрите, где кровь идёт. Тут уже нужны кое-какие навыки, чтобы забинтовать. Но если найдёте свою или из его машины аптечку, там есть тампоны с бинтом вместе, ими даже при никакой подготовке можно бинтовать, это поможет. Большего Вы сделать вряд ли сможете, пусть сидит, дышит, главное чтобы кровь не шла. Теперь надо вызывать помощь – «Скорую», ГАИ, а если удастся, то единую службу спасения, там должны всех поднять. Но, по опыту, пока лучше всех реагирует 02, как бы плохо не говорили о полиции, этого у них не отнять. Расскажите подробней, где это случилось, сколько машин и сколько человек пострадало, даже если один человек и столб, тоже скажите, чтобы если что, напругу сняли.

Кстати, о столбах и напругах… Посмотрите, упали ли провода, если да, то подходите шаркая ногами по земле и делая короткие шажки, если в районе мошонки начинает «зудеть», значит надо отодвигать провода от машины дальше, иначе Вы ничего не сможете сделать. Если трос буксировочный у Вас или у него из фалы, пробуйте его кинуть на провод и оттянуть от машины, не вздумайте пользоваться тросом металлическим, токнет – ударит значит. Если оборвавшийся провод лежит на крыше и слазить не хочет, надо оттаскивать машину с пострадавшим, вперёд или назад от столба и только потом начинать осмотр пострадавших.

Для того чтобы в экстремальных условиях использовать подручные средства, а именно: механический домкрат, монтажку, лопатку, буксировочный трос, т. е. то, что обязательно должно быть в машине, ну может быть ещё баллонный ключ, необходимо представлять себе силовой набор, из которого состоит легковой автомобиль.

И вот теперь, зная конструктивные элементы и имея перед глазами попавший в ДТП автомобиль, можно пытаться его вскрывать для доступа к пострадавшим. И не стоит дожидаться прибытия «Скорой» или дорожной полиции, в надежде, что их кто-то научил способам правильной эвакуации, принцип которой: «Не причини дополнительных травм».

Главной ошибкой добровольных спасателей является попытка вырвать дверь за ручку или с использованием монтажки добраться до ответной части, т.е. скобы замка, и таким способом открыть дверь. Более простой и эффективный способ, это отогнуть оконные дуги, используя ту же монтажку, не нарушая целостности замка, а уж отогнув дугу, пытаться открыть дверь, используя дугу, как приспособление для открывания. Через образовавшийся проём у Вас уже будет возможность убедиться, что Ваша помощь нужна, что человек ещё жив, и Вы уже сможете опустить спинку сиденья и зафиксировать голову, т.е. произвести самые первые действия по спасению, а они самые важные.

Но имейте в виду, что пострадавший, которому Вы пытаетесь помочь, может быть пьян, обкурен, да и просто агрессивен по отношению к любому, кто попался ему под руку в этой стрессовой ситуации. Поэтому сначала пытайтесь поговорить с человеком, он из-за шока может даже не представлять, что с ним произошло и может на Вас обидеться, что Вы ломаете оконную дугу, бьёте стекло на его машине… Аккуратней.

В принципе, если нет угрозы цунами, то зафиксировав голову и поговорив с человеком, можно приступать к обзвону оперативных служб. Но если Вы в чистом поле за Уралом и не только, и ждать профессиональной помощи не от кого, кроме Вас, тогда надо приступать к извлечению и доставке пострадавших в ближайший населённый пункт, где есть больница.

Если пострадавший водитель заблокирован рулевым колесом и колонка не имеет регулировок для её подъёма вверх, то надо использовать буксировочный трос, соединённый вдвое: один конец накидываете на рулевую колонку, а другой конец, на любой силовой элемент спереди. Вставляете в середину петли между половинками буксировочного троса монтажку и начинаете вращение, чтобы трос скручивался в косу, выбираете слабину троса и потом должно произойти смещение рулевой колонки вверх. Так Вы сможете увеличить пространство между человеком и рулём, что крайне необходимо для обеспечения свободного дыхания пострадавшему и Вашей возможности добраться до рычагов управления смещением сиденья назад. И вот, когда появилось пространство для осмотра пострадавшего, тогда, осмотрев его, можно приступать к его извлечению. Если к этому времени уже приедет машина «Скорой» или же, если Вы приняли решение везти пострадавшего до больницы на своей машине.

Опять один конец троса пропускаем под педали, которые оказались с внешней стороны ног, а второй конец троса привязываем к двери и, используя дверь в качестве рычага, без сильных рывков пытаемся освободить ноги пострадавшего. Имейте в виду, что педальный блок на многих марках машин сгруппирован из трёх педалей, поэтому, перемещая крайние педали, Вы непроизвольно можете смещать и внутреннюю педаль, тем самым причиняя пострадавшему боль. Поэтому на маленьком снимке справа показано, что внутреннюю педаль необходимо зафиксировать и только затем пытаться сместить внешние от ног пострадавшего педали. Если с помощью троса не получается освободить ноги, тогда пробуем сломать пластиковую защиту сиденья под нижней подушкой и вставить механический домкрат опорой к внутренней передней стойке сиденья, а подъёмной частью упереть во внешние педали и попробовать крутить домкрат на подъём. Понятно, что неудобно, но других способов извлечь ноги пострадавшего, зажатые под педалями без специального инструмента ещё не придумали… Или же вырывать, подвергая пострадавшего болевому шоку, от которого он может и сознание потерять. Все эти действия с тросом и домкратом по освобождению ног пострадавшего только тогда необходимы, если все Ваши попытки снять обувь с пострадавшего, расстегнув замки-молнии или расшнуровав, обрезав шнурки, не привели к положительному результату.

Одной из причин запаздывания в сроках оказания медицинской помощи на месте ДТП является зажатие пострадавших в салоне автомобиля, препятствующее доступу к ним медицинского персонала. Ограниченное пространство в салоне автомобиля является причиной оказания не в полном объёме догоспитальной медицинской помощи. Примерно 40% ДТП приводят к зажатию людей в транспортных средствах. В этих случаях, для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП необходимо: выполнять разборку автомобиля, т. е. вскрывать двери, удалять стёкла и крышу, отжимать рулевую колонку и приборную панель, полностью разбирать боковую сторону транспортного средства со стороны пострадавшего и другие операции, которые могут выполнить только аварийно-спасательные формирования, оснащённые специальным аварийно-спасательным инструментом и владеющие методиками проведения данных видов работ.

В настоящее время примерно в 2% ДТП привлекаются спасатели, в то время как в мировой практике этот показатель равен 10-20 % от общего числа ДТП.

К элементам пассивной безопасности относится силовой набор структуры кузова.

К элементам активной безопасности относятся: ремни безопасности инерционного типа и подушки безопасности, расположенные в рулевой колонке и боковых подушек и “занавесок”, расположенных в дверях и крыше ТС. Передние подушки безопасности имеют две степени раскрытия и при тяжёлых столкновениях надуваются сильней. Ремни безопасности передних сидений имеют две степени преднатяжителей, боковые ремни безопасности задних пассажиров тоже имеют катушки с преднатяжителями

Поэтому, выполняя манипуляции по извлечению пострадавшего из машины, оборудованной подушками безопасности, проверьте, все ли подушки сработали. Перед началом работ по деблокированию обязательно снимите контакты с аккумуляторной батареи.
К сожалению, все ДТП разные, только зная общий алгоритм проведения работ можно надеяться на успех. К сожалению, не всё в Ваших возможностях: бывали и у меня случаи, когда в начале работ пострадавший активно с нами разговаривал, а после деблокирования «Скорая» констатировала его смерть.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.