Туризм

Азартные игры, переодевание и удар клинком. В Павловское через время. ВИДЕО

0 1666
Тема внутреннего туризма и «поездок выходного дня» в этом году актуальна, причём не только на уровне отчётов чиновников. Спасибо COVID-19 — ищем и кое-что нашли. Совсем рядом!



Про Суздаль и Плёс известно всем, но от Коврова далековато. Что ближе? Доброград, Маринино и… Павловское, о котором и расскажу подробнее.



Авторами идеи являются известные и уважаемые в регионе исследователи-краеведы супруги Николай и Элла Фроловы. Они собрали солидный исторический материал, а затем при поддержке администрации Ковровского района и руководства СПК «Муравия» воплотили идею в жизнь.

Музейный комплекс и экспозицию объединяют две исторические фигуры, которые имели отношение к Павловскому в разные годы.

Очень красивая локация – парк, окружающий дом-музей. В планах дальнейшая его разработка, но уже сейчас там сформирована атмосфера, которая переносит на пару веков в прошлое. Лавочки, мостик, аллеи – это XVIII-XIX века.



Музейно-образовательная площадка «Крепость-острог князей Пожарских» — это ещё глубже в толщу веков. Площадка регулярно привлекает любителей исторической реконструкции и, конечно, учителей и школьников.



Открытие музея состоялось в ноябре 2016 года. И это стало заметным событием, о котором сообщили все городские и областные СМИ.

Усадьба – не только отличная локация для фото или видеосъёмки, но и содержательная экспозиция, которую профессионально презентуют гиды. Экскурсию для нас провела Людмила Ветрова.



…При входе в дом-музей привлекла оригинальная «гардеробная». На вешалках костюмы, словно из исторического фильма.
Всё это можно примерить и сделать фото на память. Для гостей усадьбы костюмы и были заказаны и пошиты.



Людмила рассказывала:

Разумеется, ткани и фурнитура современные, но образцы, по которым костюмы сшиты, соответствуют эпохам, о которых пойдёт речь в рамках экскурсии. Это и времена правления Петра Великого, и костюмы, которые носили современники Пушкина и Толстого.



Смотрители музея уверяли, что, облачившись в тот или иной костюм, экскурсию воспринимаешь иначе. Погружение в эпоху позволяет по-особому воспринимать информацию.



И мы согласились! Фотографу Дмитрию отлично подошла офицерская форма эпохи восстания декабристов. Наш гид Елена тоже преобразилась – она была в изящном платье современниц Ломоносова.



А мне достался наряд дворовой девки времён крепостного права…



Экспозиция — это сочетание раритетных предметов и воссозданных композиций. Есть подлинные документы, которым не одна сотня лет.



И вновь о костюмах. Если наши исторические одежды были, как уже сказано, предельно бюджетными, то в качестве экспонатов увидели образцы, некоторые из которых просто бесценны. Например, облачение архиепископа было обнаружено в руинах храма села Павловское. Храм, кстати, восстанавливали параллельно с музеем-усадьбой.



А офицерская форма сшита уже в наше время, но с максимальным воспроизведением всех деталей – от тканей до ниток и пуговиц. Стоимость таких костюмов исчисляется сотнями тысяч рублей. Это, кстати, объясняет дороговизну съёмок исторических фильмов.



Меж тем, первый вопрос, которым задаётся посетитель музея-усадьбы: что за два генерала?



Людмила Ветрова рассказывала:

С середины XVII в. до середины XVIII в. селом владели поочерёдно князья Куракины, Воротынские, Голицыны, Салтыковы. С 1761 г. почти на сто лет Павловское стало владением князей Леванидовых, а затем – связанных с ними родством князей Юкичевых. Оба эти рода дали России замечательных людей, оставивших след в её истории, героев многих военных кампаний, генералов А.Я. Леванидова и В.С. Юкичева.



Итак, о генералах. Первый:

Андрей Яковлевич Леванидов (1747-1802) происходил из старинного русского дворянского рода. Кадровый офицер русской армии, участник двух русско-турецких войн второй половины XVIII в. За «усердие и храбрость» в войне с турками 1768-1774 гг. получил чин майора, награждён орденом св. Георгия 4-й степени. В 1777 г. был произведён в полковники, с 1783 г. командовал Полтавским легкоконным полком. В 1785 г. получил звание генерал-майора, одновременно с М.И. Кутузовым, будущим фельдмаршалом.



Более подробное жизнеописание генерала Леванидова можно найти на сайте музея и публикациях Николая Фролова.



Второй генерал, которому посвящены экспозиции – родственник первого, его внучатый племянник. На сайте музея-усадьбы подробно изложена его биография, приведу небольшую выдержку:

Василий Семёнович Юкичев (1786-1872) был участником войны 1806-1807 гг. с Францией в Восточной Пруссии, в сражениях при Гейльсберге и Фридланде, войны со Швецией и Финляндией 1808-1809 гг., Отечественной войны 1812 г. В Бородинской битве 26-летний поручик лейб-гвардии литовского полка В.С. Юкичев был ранен в ногу, но вскоре вновь вернулся в полк. Он стал Георгиевским кавалером за проявленную храбрость.



В 1870 году Василий Юкичев продал более 6200 десятин земли при селе Павловское и окрестных деревнях вязниковскому купцу Демидову, который рассматривал территорию просто как место вырубки леса – дешёвого топлива для своих ткацких фабрик. Однако лес он вырубить не успел – скоропостижно скончался, а его наследники отказались от вырубки леса, перейдя на более выгодное угольное топливо. Дом, в котором реально жили генералы, не сохранился. Экспозиция размещена в восстановленном здании бывшей церковно-приходской школы.



Музейный фонд позволяет менять экспозиции, поэтому «Усадьбу двух генералов» имеет смысл посетить несколько раз, чтобы увидеть всё и прослушать всю информацию, которая в заочной форме есть на сайте музея-усадьбы.



Мы застали экспозицию «Жизнь в провинциальной усадьбе. Кабинет генерала». Людмила Ветрова привела немало любопытных фактов старинной эпохи и бытовых подробностей.



Например, рассказала о том, что представляла собой карточная игра 200-летней давности. Играли на зелёном сукне за специальными ломберными столиками.



Игра в карты у дворян и офицеров была одним из популярных развлечений. Офицеры играли азартно, ставки в игре были – целые состояния. По этой причине в какой-то момент, азартную игру даже официально запретили, как и производство «сопутствующих товаров». Ломберный столик, представленный в интерьере усадьбы – это образец эпохи, когда жёсткие ограничения ещё не были введены. Более поздние версии – столики-трансформеры.



Что-то вроде стола-книжечки, который в «обычное» время выглядит как сервировочный столик, а когда составляется партия, вторая столешница, обтянутая зелёным сукном, выдвигается.



Необычно выглядели и карты для азартных игр. «Тройка, семёрка, туз… Тройка, семёрка, дама…». Для игроков дополнительные обозначения в уголках не требовались — всё чётко в памяти и на эмоциях…

Интерьеры гармонично дополняли картины на стенах. Внимание привлекли портреты-миниатюры. Наш гид пояснила, что это подлинники — переданные музею-усадьбы несколькими дарителями, потомками дворянских семей, проживающими во Владимирской области и Москве.



История портретной миниатюры в России примечательна. Как вид изобразительного искусства миниатюрные портреты появились у нас во времена Петра I, к середине XVIII века миниатюрная живопись стала невероятно популярна. Эти «аватарки» носили с собой, оправляли в рамочки из драгоценных металлов или слоновой кости.



А в начале XIX века появился тренд – миниатюрные портреты вывешивали на стены домов, украшая интерьеры. Миниатюры на стенах считались чем-то более «продвинутым» в сравнении с обычными картинами и портретами «стандартных» размеров, которые также являлись элементами интерьера. Во второй половине XIX века, когда возникла мода на античность, получил распространения новый тип миниатюрных портретов – камеи. Но это уже совсем другая история…



Нельзя не отметить ещё один нюанс, приятно поразивший меня. Некоторые картины в экспозиции созданы непосредственно нашим гидом – Людмилой Ветровой, которая помимо прочих достоинств талантливая художница.



А ещё Людмила на удивление уверенно управляется с оружием, как холодным, так и огнестрельным. Образцы оружия времён Бородина и даже более ранних эпох также составляют экспозицию. Меня поразило, насколько ловко она выхватила клинок и показала удар, которым во время сражения воину могли снести голову:

От ранения в этом случае воинов защищал элемент головного убора. Это только кажется, что кивер офицера (головной убор — прим. авт.) — это для красоты. Здесь каждая деталь является защитой.



Произведением искусства вполне можно считать и макеты-реконструкции сражений. Макеты были изготовлены специально для формирования выставочных коллекций.



Наша экскурсия из помещения дома-музея переместилась в усадебный парк. Прогулка по нему — составляющая часть экскурсии по музею-усадьбе с посещением обелиска героям.



Там-то в полной мере всем нам удалось проявить себя в качестве персонажей исторических реконструкций.



Локации парка словно переносят из одного века в другой. Вот аллея, словно с наброска на полях Александра Пушкина…





А это суровые времена формирования ополчения Минина и Пожарского…





Площадка, неуловимо напоминающая «стоунхендж» — памятные камни, которые фиксируют ключевые исторические события, связанные с биографиями двух генералов. Эта точка парка невольно наводит на мысли о «месте силы»…





Уголок со сценой для летнего театра – отличная площадка для проведения современных праздников и торжеств. Это, собственно, и происходит в Павловском регулярно.



Надеюсь, после данной публикации, интерес к музею-усадьбе и парку возрастёт.



До новых встреч на аллеях…


P. S. Справка GK

Проект «Усадьба двух генералов» в 2016 г. стал победителем в областном конкурсе в сфере туризма в рамках государственной программы «Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на 2016-2020 гг.» в номинации «Новый оригинальный туристский проект».

VIDEO-EDITING&PHOTO: Дмитрий Кулешов
REPORTAGE: Татьяна Горянина


Ещё фото в паблике GK в ВК