В объективе - шестидесятые

Двухколесный друг, или ВелоШестидесятые

2 7747
«Я буду долго гнать велосипед… „(«Букет») — стихотворение Николая Рубцова, написанное в шестидесятых годах, в восьмидесятые стало песенным хитом, а хитом шестидесятых был велосипед.

Можно с уверенностью утверждать, что в каждой советской семье тех лет был этот неприхотливый двухколесный агрегат. В интерьере коридоров коммунальных квартир присутствие велосипеда, наряду с корытами и старыми керогазами было повсеместным. Они стояли пристегнутые цепями на лестничных площадках новых пятиэтажек, в гаражах и на дачах более состоятельных членов социалистического общества. Велосипеду всегда отводилось достойное место невдалеке от хозяина. И что самое главное — на них ездили и покупались они не «для мебели».


На самодельных рамных седлах скукожившиеся дети, руль увешанный авоськами, а сзади на багажнике восседает вторая половина семейства – типичная картина в те годы с названием «К маме» или «Родительский день в пионерлагере».



На трофейные немецкие и выпуска начала века велосипеды можно было полюбоваться на дорогах, а не в музеях.




Детские велосипедики были похожи на уменьшенные копии клоунских из цирка и их передавали «по наследству» от подростков к младшим братьям и сестрам. В пятидесятые промышленность освоила новую модель транспорта для детей — трехколесный велосипед типа «ДВК 2».




Конструкция позволяла переоборудовать его в двухколесную машину к радости подросшего дошкольника. Трехколесное божество для ребенка, с которым можно было разговаривать и ссориться.


Минский завод, а затем и Шауляйский с Харьковским стали выпускать “Орленок» (“Эрелюкас”), который с ностальгией вспоминает нынешнее седовласое поколение. В Коврове эта «знаковая» модель появилась в продаже в новом выстроенном магазине «Спорттовары» на улице Союзной. В настоящее время там магазин «Жигули» около «двухсотлетней» остановки на проспекте Ленина. Особенно почитались дворовой пацанвой «Орлята» в необычном окрасе с хромированными колесными ободьями и щитками, придающими своеобразный шарм велосипеду (основная масса выпускалась с крашенными, а за «хром» надо было еще доплатить да и «достать» их было трудновато). Ведь выделиться чем-то среди толпы — это один из основных общечеловеческих «грехов» при любом политическом строе и в любом возрасте.



Младший брат «Орленка» – нижегородский «Школьник» не пользовался популярностью, его задняя втулка частенько «прокручивала» (скорее всего, конструкторский просчет по предельным эксплуатационным нагрузкам).




В парках Коврова у малышни была возможность поездить на детских стилизованных под автомобили, ракеты и конные экипажи «самобеглых колясках» выдаваемых в прокат.


Кататься на своей педальной технике подростки предпочитали в «своих» городских микрорайонах, ведь вероятность лишиться двухколесного друга заехав на «чужую» территорию, была велика и попытка вернуть экспроприированное чужими малолетними «жиганами» не приводила ни к чему. «Магазинный», уведенный велосипед моментально переделывался в непонятного монстра с удлиненной самодельной вилкой, передним колесом от «взрослого» (с большой вероятностью что ворованного), рулём невероятной ширины из водопроводной трубы и перекрашивался в брутальный черный цвет, становясь предтечей байков из фильма «Безумный Макс». Опознать что-то свое потерпевший «безлошадный» уже не мог.


Велосипедный бум не обошел стороной и взрослое население Коврова. Расширяющиеся заводские производства, строящиеся новые микрорайоны требовали какого-нибудь транспортного средства для доставки рабочих. Троллейбусов еще не было, а автобусные рейсы были маломестными и нечастыми. К тому же произошло послабление в законодательстве СССР шестидесятых годов. Уже не стали требовать сдачи минимальных экзаменов по управлению велосипедом и правилам дорожного движения. Отменялись номерные регистрационные знаки на это транспортное средство, да и в свободной продаже появилось несколько моделей по приемлемой к зарплате цене.


При заводских проходных открылись велостоянки, даже крытые. Это были времена, когда на работу в завод уже имея личное авто ездили на велосипеде.



Советская легкая промышленность не успевала следить за модой и выпускались «дамские» велосипеды с разноцветным проволочным закрытием заднего колеса (чтобы длинная юбка в стиле 30-40-х годов не запуталась в спицах), хотя их владелицы перешли на мини, бриджи и узкие спортивные брюки.







Мужики же закатывали правую брючину до колена или закалывали бельевыми прищепкам снятыми с соседской бельевой веревки, дабы не «затянуло в цепь». А специальные велоприщепки для широких брюк с обшлагами пылились на витринах «Культтоваров». В семидесятые с приходом моды на брюки «клеш» бельевые прищепки опять стали востребованы, а аксессуар для безопасной езды уже исчез с прилавков.


Любители спиртного частенько ходили, держась за своего железного друга — устойчиво и милицейский наряд не приставал (куда ж велосипед девать – в «воронок» вместе с «клиентом» не затащишь, да и последующую возможную «пропажу» личной собственности гражданина тяжело оправдать было в те годы).

В начале восьмидесятых при железнодорожной аварии в районе города несколько товарных вагонов из Белоруссии с экспортной (вроде, как для Вьетнама) двухколесной техникой пришли в негодность, и эти велосипеды продавали с уценкой в «спортивном» магазине на улице Комсомольской. Уже в наш двадцать первый век иногда можно наткнуться на те «вьетнамские» машины, нагруженные по весне рассадой помидоров на дорогах в коллективные сады.

Детские общегородские велосипедные соревнования в праздничные дни пришли к нам из малышовых велосипедных заездов, проводимых в «Дни улиц» шестидесятых. Уже можно смело присваивать им звание «Традиционных».




Секции велоспорта были массовым явлением в крупных и не очень городах тех лет. Дороги даже в Москве были еще доступны для проведения соревнований (небольшое количество автомобилей и частичная асфальтировка улиц позволяли массово кататься).




Ковровские велоспортсмены участвовали во многих областных и региональных соревнованиях по велогонкам. Хотя трековых велогонщиков не было (ближайший велотрек был в городе Горьком, ныне Нижнем Новгороде).

















Организованные группы взрослых велосипедистов принимали участие в различных городских мероприятиях – демонстрациях по праздникам, показательных выступлениях, возложении венков на площади Победы.










Модели спортивных и туристических марок пришлись по вкусу ковровской молодежи студенческого возраста, за скоростные характеристики и стильный дизайн. Поздними вечерами, когда не было на дорогах автомобилей, да частенько и освещения, можно было встретить компании на спортивных велосипедах мчащиеся по асфальтированным участкам дорог. Частенько с этих велосипедов снимались «на спор» тормоза и кеды намертво застегивались в туклипсы, что придавало безрассудный (с точки зрения старшего поколения) экстрим этим покатушкам.


О велокроссе (в основном чехословацком) любители только читали в спортивной литературе, да и техники соответствующей не было. То, что сейчас может творить почти каждый подросток на современной модели горного велосипеда, в те времена видели лишь в приезжающем на гастроли цирке у артистов оригинального жанра.

Сегодня все чаще можно вновь встретить на улицах, да и за городом велосипедистов — это значит, велоспорт не заглох в провинции. А неизбежные аварии и взаимные обвинения в адрес владельцев самого демократичного вида транспорта были и будут во все времена. Но эти неприятные инциденты сполна компенсируются прелестью независимого от внешних энергетических ресурсов ускоренного передвижения человека в пространстве только за счет своих способностей и испытания ощущения свободного «полета» в двадцати сантиметрах над землей.



«Солнце на спицах, синева над головой,

Ветер нам в лица, обгоняем шар земной,

Ветры и вёрсты, убегающие вдаль,

Сядешь и просто нажимаешь на педаль.»….


(«Песенка велосипедиста» Поющие Гитары, Tremeloes, русский текст П. Ватника)

Использованные фотоматериалы В.Истарова, из архива П.Артюшина, из сети Интернет.

2 комментария

avatar
Павел, спасибо за статью! Я и не знал, что когда то в Коврове было такое сильное велодвижение…
avatar
Когда-то в далекой-далекой галактике… Рад, что статья пришлась по вкусу велосипедистам нынешнего века!)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.