Новый спектакль театра «Вертикаль» в Коврове: стратегия спасения человечества

Аватар

Заглянуть в будущее и задуматься, а хорошо ли там станет, если мы ничего не изменим в настоящем. Об этом новый спектакль режиссёра народного театра «Вертикаль» Евгения Соколова. Артисты в возрасте от пяти до пятидесяти разыграли фантастическую историю о том, как живёт человечество, которое отторгло книги.

Схема проста и логична. Сначала взрослым стало некогда читать, потом они воспитали детей, которые не знают, что такое шелест страниц и прелесть их содержания. Следом отпала необходимость изучать литературу в школе и стали невостребованными писатели. Чуть дольше продержались преподаватели и литературоведы, но и тех к 23 веку остался один Петрович – главный герой спектакля «Свеча горела…»

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Зритель включается в его жизнь, когда там случилась драма: от старомодного и нерационального книжного червя ушла жена, потому что она, когда-то любившая стихи, устала довольствоваться только ими, ей хочется «жить нормально», а книги – товар безнадёжно залежавшийся, на нём не заработаешь. Ну, какой смысл в покрывшемся пылью веков Пастернаке и распавшейся на атомы Арине Родионовне с её сказками для Пушкина в эпоху супер-высоких технологий?

«Хотя бы просто передать…» – задался целью отчаявшийся Петрович и согласился давать уроки литературы молодой женщине Маше. Она единственной откликнулась на его объявление, но может платить за них только едой да поношенной одеждой, остающейся от тех, в чьём доме она работает. «Я проанализировала воспитание детей и пришла к выводу, что оно не оптимально, поэтому я хочу научиться читать книги, но не знаю с чего начать», – объяснилась няня.

Это сложение – или, как у Пастернака, скрещенье судеб – и есть вектор спектакля: продвинутый рассудок встречается с забытыми за два века чувствами. За них отвечает вторая линия повествования, обвивающая основную – фрагменты из известных произведений русской литературы. Книги учат Машу пушкинскому восторгу и умению видеть радость в простом, чеховской (само)иронии, бунинскому (со)страданию. С Высоцким она узнаёт о мужестве и верности, а с Тургеневым и Дементьевым – о мудрости и печали.  

И свершилось (не)объяснимое чудо и таинство: любовь. Но когда она бывала простой и линейной? Так и в этом случае: выяснилось, что Маша – робот… Зачем ей понадобились книги? Неужели «бездушный математический анализ» подтвердил, что без чтения человечество деградирует и исчезнет как вид, и искусственный интеллект хочет его спасти? Или это наоборот диверсант из мира машин, который намерен сгубить последнего чувствующего человека на Земле, потому что его потуги мешают подчинить и уничтожить тех, кто давно живёт в режиме «нажми на кнопку – получишь результат»? И в кого выстрелит раритетный пистолет, по-чеховски обозначенный в самом начале пьесы?     

Не буду спойлерить в надежде на то, что спектакль еще повторится. Было бы здорово, если бы это случилось в конце учебного года – возможно, «Свеча» поспособствовала бы тому, чтобы списки книг на лето не провалялись бы забытыми в школьных рюкзаках. Потому что это спектакль даже не о том, что книги живые и долго и мучительно умирают, если их не читают, а о том, что без книг обезличиваемся и обездушиваемся, умираем ещё при жизни мы сами. Да, прогресс даёт нам множество удобных и быстрых решений, но он таков, что любой выход за пределы допустимых значений – это ошибка, требующая устранения. А чувства, коими наполнены и напитывают книги, – это всегда «выход за…» И мы, сегодняшние, ещё имеем время и возможности не стать этой ошибкой, мешающей торжеству высоких технологий.

Режиссёрскому замыслу отвечала организация пространства спектакля, показательно поделенного на две части. Авансцена – это настоящее, где еще есть место письменному столу и этажерке с книгами, эпитетам и рифмам, разноцветным платьям и мундирам, чувствам и поступкам. А за всем этим – в перспективе – лаконичное чёрное-белое будущее с ТВ-экраном во весь задний холст. Получилось окно, в которое зрители из беспечного «сейчас» посмотрели в удручающее «потом». И многие – со слезами. А значит, у режиссёра, и у актёров всё получилось. И всё ещё не безнадёжно: и свеча будет гореть, и книга будет раскрыта, и сердца будут живы. Может быть…

«Свеча горела…» – это отличный семейный спектакль, на него можно и нужно идти со взрослеющими детьми. Это задел к спасительной для человечества семейной традиции читать и делиться впечатлениями от книг, обсуждать строки, от которых дрогнуло сердце. А ещё это прекрасная иллюстрация к тому, как много значит для будущего союз «наставник – ученик» в настоящем, как важно передать «разумное, доброе, вечное» тем, кто будет жить послепослезавтра. Даже если сегодня всё это не вписывается в тренды.

Фото: ВК-группа “Народный Молодёжный театр “Вертикаль”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


1 comment
  1. Фантастика, не думала, что такое чудо как спектакль о книгах возможен в провинциальном городе. Так держать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Уволенная работница кафе «Европа» в Коврове ждала расчёта почти 5 лет

Следующий пост

Во Владимирской области в 2,5 раза увеличена единовременная выплата участникам СВО

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: