Музей ковровского вокзала. 20-летняя история в фотографиях

Татьяна Горянина

На станции Ковров, рядом со зданием вокзала есть небольшой двухэтажный дом – товарная контора. На первом этаже располагается музей. О нём мало кто знает, хотя организаторы и хранители экспозиции вполне открыты. На днях для нас даже провели эксклюзивную экскурсию.

За более чем 20-летнюю историю этот музей не раз вызывал интерес. Но как-то волнами. Так, на GK в своё время был подготовлен подробный и качественный репортаж – в 2012 году.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Получается, возвращаемся к теме. Поводом послужил пост в социальных сетях. Неравнодушная к истории родного края ковровчанка Татьяна Борзых в своём аккаунте напомнила жителям, что есть такой музей, можно прийти.

Что изменилось за последние 12 лет? Смотрим и сравниваем.

Основатель музея Евгений Иванович Бобохин в прежний наш визит был ещё жив, ему было 88. И он тогда рассказывал:

Идея создания музея назрела сама собой. Накопилось достаточно много своих фотографий. Часть снимков дал профком. Собирались экспонаты. Да и просто добрые люди согласились помочь. Первоначально музей ютился в небольших отведенных комнатках, принадлежавших вокзалу (на снимке на втором этаже). Подчас они были в аварийной состоянии, да и места не хватало.

Фото: Александр Каменский

На этот раз гидом по музею стала его помощница ветеран-железнодорожник Елена Михайловна Ишанова. Об основателе музея она говорила с большим уважением.

На железной дороге вообще принято строго соблюдать субординацию. Сейчас, когда аббревиатуру МПС сменила другая – РЖД, иерархия и структура принципиально поменялась. Елена Михайловна сетовала:

Наш Бобохин был замом по кадрам. Его инициативу по созданию музея поддержал тогдашний начальник станции Ковров Николай Александрович Чернов. А это означало, что всё получится! Начальник станции тогда был фигурой очень значительной в масштабах города, да и не только. Это сейчас… Вот вы знаете, кто у нас вокзалом заведует?..

Это не хорошо и не плохо. Просто жизнь, которая меняется. Когда начальство в областном центре, а станция Ковров является группой обособленных компаний, каждая из которых отвечает за свой функционал, старикам-ветеранам сложно ориентироваться.

Тем не менее, музей никто не бросил. Помещение под старые фото и экспонаты выделили.

Елена Михайловна показывала:

Вначале старые фото были, сейчас бы надо обновлять… Ведь раньше, когда Евгений Иванович начинал формировать музей, нам выделяли деньги и на стенды, и на печать фото…

Путейцы держат в руках явно неподъёмные металлические штуковины. Это ручные ударные приборы. Надо заметить, что несмотря на технические прогресс и модернизацию, на РЖД подобные методы работы до сих пор ещё точечно применяются…

Посмотрите, как много женщин на фото! На железной дороге в советский период женщины преобладали…

Один из стендов посвящён ветерану-железнодорожнице Евгении Плотниковой.

Я с ней была знакома… Елена Павловна носила знак “Лучший путеец”. Много наград у неё было. И она была очень авторитетным человеком. Требования у неё были жёсткие…

Экспонатов, помимо фото, совсем немного. Елена Михайловна поделилась, что в последние годы старается пополнить экспозицию. Аппаратура диспетчеров, дисковые телефонные аппараты, компьютеры первого поколения, – всё это было частью рабочего процесса. Впрочем, не только на железной дороге…

А вот инструмент путейцев, это эксклюзивно круто. Но расположен он почему-то под витринами с фото. Когда я нагнулась, увидела и спросила, Елена Михайловна пояснила:

Это Бабухин собирал по окрестностям вокзала. Инструменты старые…

Елена Михайловна больше говорила о фото. Сетовала, что сейчас не выделяют финансов как прежде, поэтому нет возможности оформить стенды с фотографиями нынешних времён.

А по мне, так интересны для осмотра макеты железнодорожных указателей. Они похожи на элементы детской железной дороги, но на самом деле эти миниатюры необходимы при обучении железнодорожным специальностям.

Ещё из эксклюзивного – макеты рельс. Тоже учебные пособия. На срезах показано, какие возможны повреждения для понимания, что устранимо, а в каких случаях требуется замена железнодорожного полотна.

Думаю, что при составлении музейной экспозиции важно всё – и фото, и экспонаты, и личные вещи ветеранов, и подшивки старых газет. И очень важно грамотное и наглядное расположение предметов. Тогда будет интересно всё это осматривать, придёт понимание значимости.

Наш город стал городом именно благодаря железнодорожным мастерским. Учреждение мастерских повлекло за собой приезд в Ковров высококлассных специалистов, в том числе зарубежных. А оборонка – это всё уже потом было.

…Посещение музея оставило смешанные чувства. Хорошо, что экспозиция есть. Но надо признать, что её локомотивом (слово на редкость подходящее) был именно Евгений Бобохин.

Этот человек обладал достаточным авторитетом и административным ресурсом, а главное – имел собственную стратегию и видел перспективу. И сейчас ради сохранения и пополнения музейной коллекции помимо женщин-ветеранов было бы неплохо привлечь более молодых людей с достаточной хваткой и пониманием.

А ещё – по поводу помещения. Почему бы, например, не расположить экспонаты и фотовыставку в основном здании вокзала? Благо там весь верхний этаж пустует. Но, начальству, как говориться, виднее…

Фото: Дмитрий Кулешов, использованы фото Александра Каменского, все фото в ВК-альбоме

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


3 comments
  1. Авторов на фото не хорошо замазывать, я эту фотку со старым вокзалом сканировал с условием что подпишу авторство

    1. Никто ничего не замазывал, с удовольствием подпишу Вас, Александр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Женщины-кошки и фитнес по-гавайски. Костюмированная вечеринка в Multifit.Woman

Следующий пост

20-летний квартирант съехал с телевизором квартирной хозяйки

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: